Самый желанный, ожидаемый, плодотворный день года, кормящий хлебом всю семью все последующие двеннадцать месяцев. И вместе с тем -один из самых тяжелых в физическом плане во всем полевом сезоне, но того стоят душистые паляницы, булочки, вареники, блины, мандрики… один ароматный запах которых — непременный атрибут любого украинского дома в будни и, конечно же, праздники. Хлебов день, что год зачинает.
И хотя зажинки уже месяц, как отпразднованны, а первую рожь сняли с нивы еще на Прокопа, именно 24 июля (день торжественного начала жатвы пшеницы) издавна в Украине считалось Хлебным праздником. Пришедшее значительно позже на эти земли христианство перекрестило его в честь своих святых Бориса и Глеба, но, несмотря на все старания церковников искоренить славянские традиции, пластическая народная мудрость просто объединила эти два праздника, сохранив древние ритуалы и верования, но прибавив к названию имя первого из тандема назначенных святых – так появился Борис-Хлебник.
Подготовка к этому ответсвенному дню начиналась в ночь на 24 июля, когда после сытного ужина за семейным столом, в поле отправлялись все взрослые члены семьи, чтобы обратиться к Громнику с мольбами-молитвами об остановке дождей на Бориса и до конца жатвы, а также Ярилу-солнцу, которого просили не так печь своими адскими стрелами-лучами спины земледельцев и дать быстро-легко собрать золото пшеничного урожая.
Утренний завтрачный хлеб из зерна нынешних зажинок для слаженной работы без споров и ссор труженики должны были вместе преломить в поле на рассвете перед работой в качестве духовного единения, запив кувшином молока. Просыпанные на землю крошки и вылитая на земь чутка молока служили своеобразным жертвоприношением солнцу, земле и воде. Произнесенная в кругу сомкнутых вместе рук всей команды молитва на помощь в работе магическим образом должна была защитить ее от вмешательства злых сил или недоброго глаза.
Обедали работники тем, что осталось от завтрака под снопами, кипела работа до заката (или же на сколько хватало сил), потому как считалось «как на Бориса и Глеба зажнешь, так и весь урожай хлеба соберешь». Поэтому не о каких празднованиях-гуляниях в этот день речи просто речь не могло идти.
У детворы была своя задача — бегать подбирать потерянные колоски, чтобы ни одно зернышко зря не пропало («зерно к зерну, вот и миска полна»). На плечах старшого поколения оставались приготовление пищи — у женщин и уход за скотом, который никуда не девался и тоже должен был быть накормлен — у мужчин.
Через времена в украинском фольклоре хранилось немало примет, прибауток и верований: на Бориса и Глеба копны полны хлеба; минута на Хлебника ценнее, чем зимой – час; на Бориса и Глеба берись за хлеб; у хлеба ноги коротенькие, как побежит, своими длинными не догонишь; теряешь на Бориску минутку – потеряешь не одно зернышко; на Хлебника лучше сырое жать, чем ветер его будет качать; началась Борисоглебова жатва – будь скупее на слова.