Само название Великдень говорит о том, что этот праздник отнюдь не рядовой в украинском народном календаре, фактически один из двух самых уважаемых, наряду с рождением Коляды. В Украине традиционно подготовка к нему начинается задолго до наступления именно того долгожданного дня чествования в первое воскресенье после весеннего равноденствия великого Даждьбога, который есть все и все есть он, ибо именно его неусыпными заботами была создана Вселенная-красное яичко и даровано людям. Маленькая толика той уважительной благодарности и сейчас украинское общество выражает каждое воскресенье его нерабоче-отдыхающей окраской, с течением времени изрядно подзабыв древние истоки его праздничных доспехов. Хотя согласно летописям и свидетельствам арабских историков, в частности Аль-Масуди, еще в Х веке украинцы оставались солнцепоклонниками и каждое воскресенье чествовали свое доминантное божество.
Недаром красное пасхальное яйцо, сердце которого является отождествлением солнца – главный символ и атрибут великого весеннего праздника Воскресения Ярила-солнца. Их красят заранее в чистый четверг или предпасхальную субботу при живом огне (ибо это — высшее волшебство от злых духов). При чем если доминантный красно-коричневый цвет, символ огня и солнца, выходит отваром луковой шелухи, то другие получаются разными способами: желтый (кора дикой яблони, куркума), синий (синяя капуста), салатовый (молодые березовые листья).
И хотя на праздничный стол обычно ставят двенадцать пасхальных яиц (по числу месяцев), красят их в огромном количестве (в старые времена — все накопленные за сорокадневный пост), так как частью из них обменивались с родными, друзьями, знакомыми, соседями, жертвовали церкви и нищим, часть использовали для пасхальных развлечений, прочие — оставляли в «красном» углу для духов предков, созывая их на пасхальное застолье малиновым звоном маленьких колокольчиков на неделю до поминок-проводов, «Рахманской» (пращурной) пасхи; в качестве напоминания рахманам о приближении Даждьбожьего воскресенья украинцы в древности пускали шелуху пасхальных крашенок по воде («кто в тот день звонит в колокола и предков не забывает, тот при богатом урожае осенью отдыхает, особенно гречки»).
Самыми ценными пасхальными яйцами считались писанки, изготовленные обязательно собственноручно нанесением с помощью различных техник рисунков или надписей (обязательно полные, а не «выдутки» прикупленные на рынке). Эти особые, изготовленные с любовью, нежностью и добрыми пожеланиями, символы вселенной дарились лишь самым близким людям, родителям, любимым, детям. Согласно древней украинской магии, если девушка умоется из миски с писанкой, а потом подарит ее любимому (часто с собственноручно вышитой рубашкой), то он вечно будет ее любить.
Вторым непременным атрибутом праздника союза Даждьбога и его супруги, плодородной Матушки-Земли, в Украине выступает пасочка, символизирующая последнюю; священное единение клеймило ее символом солнца-крестом на макушке. Крошки от пасочек ни в коем случае не давали птице (тем более – нельзя выбрасывать), лишь после разговельного завтрака (что традиционно с пришествием одних, вторых, третьих… гостей плавно перетекает в обеденное застолье, а там и ужин не за горами) по древнему обряду хозяева «кресуються с молочным скотом» (скармливают своей живности те крошки с пасхального стола на здоровье и хороший приплод).
Трехкратное обязательное целование со всеми на Пасху – это древняя дохристианская традиция, как символ установления на земле порядка плодородного тепла во вселенной и налаживания отношений между людьми, песнопение веснянкок-гаевок в честь прославления воскресения великого Солнца – из той же оперы.
Встреча воскресшего Сварога-солнца начинаются с чествования главного виновника этого торжества — великого огненного светила, каждый день дарующего жизнь всему существующему на земле своим восходом. Поэтому рассвет этого дня в Украине во все времена встречали обязательно в родном доме, открыв все окна-двери настежь, чтобы первые лучики солнца Великодня прикоснулись своей магией каждого уголка и зарядили его положительной энергией. А днем и стар, и млад пытается залезть по выше, чтобы схватить как можно больше солнечных лучей (ибо «Ярыла в этот день играет и здоровье-счастье своей щедрой рукой отсыпает»).
После обеда отправлялись всем миром в поля, леса и луга. Самые маленькие дети катались по озимой во все четыре стороны («чтобы рожь родила, а детки здоровыми были»). Молодежь устраивала над водой или над холмикомкачели «на релях» с помощью веревок и веток деревьев, подлетая как можно выше («чтобы коснуться магии тепла Сварога-солнца»). А старшие, прихватив с собой пасочки-крашенки и другую снедь праздничного стола («чтобы и самим наесться и на алтарях Больших рощ оставить»), развлекались «Навыбитками», «Меньками на ощупь», «Скатыванием с холмика», «Угадыванием с шапками». На хороший урожай часть той святой пасхальной пищи закапывали на границе своих полей для «рожаниц» и чтобы отвести от них молнии.
Перед ужином глава семьи с «настольным» караваем (большая паска) «за солнцем» обходил трижды сначала стол, потом – дом, за ним – все подворье («чтобы весь год жить богато»). Тот хлеб-Корочун, отождествление старейшего прадеда, обставленный медом и маком после обхода оставалось в «красном» углу на неделю, чтобы на Рахманскую (Райскую) пасху разделить его с душами предков во время похода «на гробки». К тому же считалось, коль простоит неделю на столе настольный каравай — будет на пшеницу хороший урожай.
Прилое христианство перекрестило воскресенье Сонца в честь воскресения своего бога Иисуса Христа, привязав к библейско-лунным циклам. И хотя по евангельскими верованиями свиньи спрятали Иисуса в соломы от преследователей, церковь так и не смогла, не смотря на свои многочисленные запреты, искоренить в Украине систему дохристианских традиций святить на Пасху поросенка, сало, паски, крашенки, сыр, мед, рушники, платки, полотно.., впрочем как и обряд чествования воскресения солнца выпеканием пасочки с крестом-знаком солнца и покраской яиц-символов вселенной, что сохраняется в Украине уже семь тысяч лет и уходит своими корнями в глубину трипольских времен, за долгие тысячелетия до появления христианства как такового.
Согласно украинским легендам граница между миром людей и потусторонним миром на Пасху столь тона, что руку протяни и коснешься необычного: в церкви служителей нечистого легче всего отличить – все идут праздничным шествием вокруг храма, а они – нет, все заходят внутрь, а они целуют замок и остаются снаружи; разожги печь поленьями отложенными по одному по понедельникам Великого поста, ведьма сама в гости прибежит; парень наденет картуз козырьком назад, спрятав скрученные дули одну в карман, другую за пазуху – ведьма сама на него ругаться начнет.
Верования также утверждали, что срезанный вершок пасочки имеет удивительные лечебные возможности (поэтому хозяйки прятали несколько про запас в ящичек); посеять в палисаднике крошки от пасочки – вырастить маруну, что также имеет целебные силы; посадка лука, в момент посановки пасочки в печь – к его большому урожаю.
В Украине сохранилось немало примет и остроумных присказок, связанных с Воскресением Сварога-солнца: где большой колокол на Пасху, там волки круглый год; в Великое воскресенье кукушка первый раз кует; на Пасху рубашка, хоть и плохонькая, лишь бы беленькая, а на Рождество – хоть сырая, лишь бы новая; зеленое Рождество, белое Воскресение; шить, белить, потому что завтра – Пасха; как на Пасху днем спит хозяин – выляжет пшеница, а как хозяйка – то лен и гречица; не каждый день – Великдень, хлеб – не паска; будет Пасха без гречневой паски; если бы то можно через зиму котом, через лето – пастухом, а на Пасху – попом; и шить, и варить, и завтра Пасха; богатый ест в среду то, что бедный на святое Воскресение; на Рождество без освященного, а на Пасху без кутьи; Рождество хорошее колбасой, Пасха – пасхальным яйцом, а Зеленые праздники не стоят и чумазого кота; дорогое яичко к Пасхальному столу; где еще та Пасха, а он уже с теми пасхальными яйцами носится.