В поисках солнечного сияния. Владимир Орловский

Завораживающая игра солнечного света изменчива и неповторима на полотне бескрайнего украинского неба, которое в этом уникальном облике существует лишь мгновение, чтобы уже в следующее — навсегда измениться до неузнаваемости в причудливом калейдоскопе объемов, контуров, оттенков, полутонов, красок… воссоздать ту когда-то существовавшую гамму с помощью ординарности земных инструментов — особое искусство, данное не каждому. Но для Владимира Орловского музы сделали исключение, одарив уникальным талантом с помощью кисти и краски навсегда чеканить то быстротечное мгновение.

Он родился в зажиточной семье киевских помещиков. Ни отец, который видел своего отпрыска в лучах военных побед и блеске золотых аксельбантов, ни матушка, мечтавшая о медицинской стезе для сына, в самых страшных своих снах и представить не могли, что детское увлечение рисованием во время летнего досуга в родовом имении на Опачинях станет судьбой их Володимирка, хоть и оставит его имя в веках.

Однако сопротивление отца сыновнему призванию длилось долго — Киевский кадетский корпус, шаржи на преподавателей, запрет на рисование в качестве наказания дома… Тем не менее упрямство мальчишки и норовистый характер (чтобы не быть битым розгами, он был готов прыгнуть с четвертого этажа) сделали свое дело — в двенадцатилетнем возрасте родители все-таки перевели его во Вторую столичную мужскую гимназию.

Это стало первым настоящим вмешательством небесных сил в судьбу Орловского-младшего, ведь очень быстро учителя нового учебного заведения заметили бесспорный талант мальчишки и поощряли его развитие всеми способами вместо наказаний, как в кадетском корпусе. В таких тепличных условиях художественные навыки мальчика-самоучки очень быстро превратились в основательное профессиональное образование под руководством его преподавателя рисования, художника Ивана Сошенко.

Неудивительно, что по окончании гимназии Владимира без проблем, более того — при поддержке рекомендательного письма от именитого выпускника, художника Тараса Шевченко, приняли на курс рисования в Петербургскую академию художеств в классы Алексея Боголюбова. Орловский полностью оправдал все возложенные на него надежды, собрав все существовавшие академические студенческие награды и окончив академию в 1868 году с дипломом с отличием и званием классного художника I степени.

Франция, Италия, Германия, Швейцария — еще три года он оттачивал свое мастерство у зарубежных мастеров, чтобы в последующие годы получить высшие звания в своей альма-матер (1874 — академик, 1878 — профессор), стать одним из самых известных и популярных художников своего времени… и навсегда вернуться в родной Киев, сразу окунувшись в водоворот общественно-творческой жизни украинской столицы с преподаванием в школе Мурашка, участием в пленэрах, участием в организации Киевского художественного училища.

Ушел из жизни Владимир Орловский внезапно в одной из мировых художественных столиц — итальянской Генуе, как и подобает праведнику от искусства, в вечном поиске возможности наиболее реалистично передать ускользающий миг, без боли и страданий, накануне первой кровавой страницы смертоносного ХХ века войн, смерти и слез. Наследие его кисти разлетелось по государственным и частным коллекциям всего мира, где поныне бережно хранит магическое солнечное сияние, которое на миг вспыхнуло и исчезло навсегда много лун назад, как и его творец от искусства.

08-12-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.