История
Армянская диаспора, появившаяся на львовских землях чуть ли не одновременно с образованием самого города по приглашению во служение Данила Романовича Галицкого (1201 —1264), уже через столетие была одной из крупнейших и богатейших во Львове, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что для поселения ей был выделен участок земли буквально в одном квартале от центра — Рыночной площади.
Конечно одна из крупнейших львовских диаспор не могла существовать без того, что объединяет и сплочает людей одной веры — храма. Так появилась на свет одна из доминант Старого города, которая может поспорить своей древностью с собором на Святоюрской горе, ведь годом ее основания, как считается, так же является 1363-ий от Рождества Христова, – Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии.
Его зодчим считается мастер из ныне германской части Силезии Доре (Дорингом) ( – 1384), хотя некоторые специалисты, исходя из архитектурных особенностей строения схожего с храмами в Ани, настаивают на руке армянского мастера в сооружении Успенского собора, который по завершении стал сердцем епархии армян всей Руси и Валахии.
Начало было положено. Но как любое любимое детище, которое хочется сделать идеальным, каждое последующее поколение армянской диаспоры дарило ему все новые и новые украшения. Так первыми крупными из них становятся боковые апсиды (начало XV века) и отрытая аркада 1437 года, опоясавшая храм с трех сторон (спустя два столетия ее перестроили в ренессансном стиле).
Следующим же характерным элементом храмовой архитектуры, который украсил Армянский собор в 1571 году под чутким руководством итальянца Петра Красовского, становится трехъярусная колокольня, которая придала его облику завершенность.
В год сдачи своих религиозных интересов православия в угоду католицизма (1630) после планомерного давления со стороны цивильных и церковных властей Успенский собор уже униатской Армянской католической церкви обзаводится удлиненным нефом под бдительным оком архитектора А. Келара, сооруженным возле древней первоосновы.
Время диктовало свои условия — Львов разрастался год от года. Ранее выделенные под застройку армянской общине земельные наделы в самом сердце города оказалась не столь уж велики – их обступили прочие кварталы. Поэтому для увеличения внутренних площадей храма в 1671 году было принято решение о закладке арочных проемов некогда открытой аркады с внешней стороны строения, а так же сооружение ворот для связи Монастырского и Восточного двориков.
Настоящим же бедствием становится для армянского кафедрального пожар 1676 года во Львове, когда его, практически уничтоженного, пришлось десятилетиями восстанавливать из пепла, которого он возродился обновленным: внутренние интерьеры изменили стиль на европейское барокко, а с внешней — пристроили ризницу и часовню. В довершение же к храмовому зданию были пристроены монастырь армянских бенедиктинок, дом архиепископа и армянский банк, замкнувшие периметр. Венцом же завершения работ в 1726 году становится возведение статуи святого Христофора — защитника от внезапной трагической кончины.
Но и святой покровитель не защитил обитель от повторной трагедии, случившейся практически через столетие после первой (в 1773-ем), когда комплекс Армянского собора настолько пострадал, что его восстановление, хоть и не такое длительное как предыдущее (шесть лет), внесло значительные коррективы во внешний вид колокольни и некоторые особенности во внешний облик центральное здание храма.
Последний завершающий этап строительства связан с перестройкой здания армянского архиепископа, который практически был заново отстроен в 1802 году, завершив тем самым ансамбль комплекса львовского Успенского собора.
Но точку в законченном облике храма все же суждено было поставить архитектору Ф. Минченскому, который одновременно с началом первой серьезной реставрации 1908 года изменил внешний облик храмового фасада, выходящий на Краковскую улицу, на псевдоготический стиль. Реставрация же принесла возрождение главной армянской твердыне Львова — снято наслоение штукатурки, появилась купольная мозаика, стены украсила роспись, а на апсидах появились полуколонны.
Последующие же восстановительные работы внесли последние черты в нынешний облик Армянского Успенского собора, когда под слоем штукатурки в храме были обнаружены и вскрыты фрески начала XVI оконных ниш (1925), восстановлен деревянный резной потолок (1925), а на колокольне увидели свет после многих лет забвения фрагменты старой кладки (нижний ярус) и ренесансное обрамление оконных проемов (верхний ярус) (1957).
С приходом Советской власти в Галицкие земли, храм в числе прочих был упразднен, став на долгие годы хранилищем музейных артефактов. Сам комплекс, хоть и признанный в послевоенные годы в качестве архитектурного объекта государственного значения, занял свое место в бесконечной очереди ожидающих шанса на вторую жизнь.
Лишь с приходом нового тысячелетия собор стал вновь оплотом веры — в 2000 году прошло первое богослужение, а в 2003-м он был освящен католикосом всех армян Гарегином II (1951 – ) в качестве главного храма Украинской епархии Армянской апостольской церкви.
Архитектура
Расположенный в одном квартале от площади Рынок — центра Старого Львова — комплекс Армянского собора состоит из трех взаимосвязанных небольших двориков, формировавшихся в условиях ограниченного пространства центра армянского квартала на протяжении шести столетий (с XIV по XX столетия).
Первый Монастырский дворик расположен в северной части и ограничен по периметру зданием Успенского храма в южной части и с севера – г-образным зданием Монастыря армянских бенедектинок (1682) с итальянской галереей (нижний арочный ярус открытого типа, нижний – закрытого), соединяющей оба здания. Внутренний интерьер его украшает два известняковых барельефа XVI века.
Христофоровый (восточный) дворик, замкнутый между апсидами Успенского собора и прочими зданиями комплекса (зданием армянского банка (XVII), архиепископского дворца (1802), колокольней XVI века), соединен сквозным арочным проходом с улицей Леси Укринки. Его украшением служит памятная колонна 1726 года.
Южный (центральный), скрытый от Армянской улицы кованной решеткой стены с арочными проемами, дворик соединен по средствам барочных ворот с Восточным. Защитницей его служит скульптурное изображение Девы Марии с младенцем на руках над главным входом в обитель — творение XVII столетия.
Доминантой всего комплекса, окруженной с трех сторон периметра двориками, является Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии 1363 года постройки. Ныне, после многочисленных модернизаций и перестроек, столетиями менявших его облик, храмовое здание представляет собой трехънефное четырехстолпное каменное строение с тремя же полукруглыми апсидами в восточной части с завершением из двенадцатигранного барабана. В южной части его сооружена открытая арочная галерея , а в северной – часовня.
Внутреннее убранство собора радует мозаичным сводом руки Юзефа Мехоффера (1869 — 1946) и настенными росписями Яна Генриха Розена (1891 — 1992) в староармянском стиле, появившиеся после реставрации 1926 года.
Трехъярусная каменная колокольня 1571 года квадратная в плане на двух нижних ярусах и восьмигранная на верхнем, украшенном по углам круглыми башнями с вытянутыми луковичными главками, торцом выходит на Армянскую улицу. Главными ее отличительными чертами являются угловая и околооконная рустовка и луковичное завершение на восьмигранном барабане вытянутого верхнего яруса здания.
Каменный с гирляндой по волнистому карнизу дом армянского архиепископа представляет собой г-образное в периметре разноуровневое (с внешней стороны двух-, а со стороны двора трехэтажное) здание, поярусно члененное карнизом и украшенное плоскими лопатками.
Достопримечательности
Достопримечательностью Восточного дворика служит колонна коринфского ордера 1726 года создания, посвященная святому Христофору — защитнику от внезапной смерти и потрясений, установленная после памятного пожара 1671 года. Надгробные камни с обители скорби, ранее располагавшейся на территории комплекса, сейчас украшают угол его составленные вместе в качестве артефактных свидетелей шестисотлетней истории армянской диаспоры Львова.
А еще здесь, в Центральном дворике, располагается деревянная открытая часовенка «Голгофа» (XVIII век). Притулившись к стене жилого дома она служит визуальным продолжением скульптуры «Спаситель с крестом» предположительно резца Г.Дыкаса, которая своими размерами и месторасположением притягивает взгляды в первую очередь.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Армянская, 7.
Ссылки
- Легенды. Под именем айвы
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (М06, М11) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Городок – Пшемышль), Е 372 (М09) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов), а затем в центре Старого города от улицы Армянской, проходящей севернее параллельно площади Рынок, свернув на которую можно попасть к Армянскому кафедральному собору.
Общественным транспортом по железной дороге до Львова, а затем до площади Рынок, параллельно которой проходит ул. Армянская, где располагается Армянский собор.