Воспетая веснянками и напевами первых птиц, согретая солнечными лучами, овеянная теплыми ветрами, украшенная душистыми цветами, прекрасная и живее самой жизни, она легкой походкой шагает по украинской земле, и под ее хрупкими ножками расцветают цветы и травы в радостном возвращении к бытию после продолжительного зимнего сна смерти. Славянская Леля – дочь покровительницы вселенной Лады.
Ее приветствовали на Красной Горке 22 апреля перед Ярилкой Вешим, и еще кликали Лельником, Ляльником, Великой Ладой или Девой, что зафиксировано на словянских просторах еще в VI – V тыс. до н.э. В народном воображении этого дня Лада становилась на пригорок, оглядывала все вокруг и начинала наводить порядок после неистовства зимы и ее сыновей в течение долгого сезона холодов, пока ее очаровательная дочь Леля бегает-резвится по только-только позеленевшим полям и садам, радуясь возвращению на украинскую землю.
Грех любви к вкусной пище присущ любому украинцу без разделения на пол, возраст и социальное положение. И украинские церковные деятели, которым вроде бы не по рангу согласно учения Христа, в этом вопросе — не исключение. Тем более, если в меню национальное традиционное блюдо приготовлено исправной мастерицей, тут и сам Боженька не устоит от соблазна чревоугодия.
Правдива ли история иль придуманная, а началась она в небольшом тогда еще курортном буковинском Яремче среди живописных Карпат, где в семье мелких готельеров Муляровых подрастала дочка Стефания. Так как семейный бизнес был небольшим и приносил совсем небольшой доход, стряпней для гостей занималась непосредственно сама хозяйка, а дочь ей активно помогала. Причем готовили они так вкусно, что гости из года в год возвращались на отдых в их небольшое уютное семейное гнездышко.
Блюдо с легким иностранным флером, мало отвечающим исторической действительности. Ведь на украинских просторах многочисленные рецепты паштетов (или в других вариантах «пашкетов» или «намазок»), как быстрой закуски долгого хранения, известны с давних времен. Оно – непременный гость украинского традиционного семейного застолья и праздничных торжеств.
Они отличаются набором ингредиентов, но рецептура приготовления у них одинаковая: холодное или горячее приготовление. Отличие же процедуры заключается только в наличие или отсутствие конечной стадии обработки готового паштета после смешивания всех предварительно приготовленных и измельченных составляющих: либо запекание в глиняных, смазанных сливочным маслом и присыпанных мукой или сухарями емкостях (реже отваривание в хлопчатобумажной салфетке), или без запекания.
Он за руку приводит настоящее тепло на украинскую землю, хотя последние дыхания зимней ярости еще иногда дают о себе знать инеем на молодой траве и лепестках первоцветов, внезапно зависшей в воздухе снежно-дождевой мгычкой, тонким льдом на лужах… Средний сын красавицы-Весны, обласканный лучами солнца-Даждьбога, венчанный с прекрасной богиней любви Лелеей, он – живописный Апрель, которого украинцы между собой еще зовут Вередник, Вередун, Водолей, Дзюрчальник, Крапельник, Краснец, Крутый, Лелечник, Обманщик, Переплетень, Пустун, Солнечный, Цвитень…
Второй месяц весны – один из самых почитаемых среди земледельцев, потому как «весь год кормит» вместе с покровительницей урожаев Ладой. Хоть сеятелям надо быть осмотрительными — разозлишь его, и апрель жестоко отомстит, выметет все засеянное шквальными ветрами или выпалит чуть расцветшее последними заморозками. Поэтому-то к Вередуну надо относиться со всем уважением, чтобы он в нужное время призывал солнце-Ярило и покровительницу дождей Дану, да не ездил на санках к старшему брату Марту, а рядился в зеленые одеяния и выгонял на пастбище скот-лошадей и запрягал волов в телегу в долгую дорогу по млечному пути, «ибо соловей уже поет».
Она приходит после Пасхи, с первым апрельским лучом утреннего солнца, чтобы напомнить живым о тех, благодаря кому они существуют на этой планете, поколениях и поколениях их умерших предков, когда-то живших, любивших, работавших на земле, которую они считали своей. Согласно староукраинским верованиям считается, что именно на Радуницу, 1 апреля, души возвращаются на один день с райских холмов, чтобы навестить своих потомков и проверить соблюдение ними исконных традиций.
В этот день (его в народе еще звали Жилавым или Проводным понедельником) с пасочками и крашанками украинцы шли после восхода солнца на могилы своих родычей, где оставляли свои дары в память умерших родных душ («Пусть радуются и отдыхают на Луках Сварожих и нас не тревожат!»), а по возвращении всей семьей садились за поминальный стол с той же обрядовой пищей да лепешками-жилянниками. Причем на столе должны были присутствовать исключительно холодные блюда («чтобы души предков не обожглись»).
Вигіни Кривого Торець, що вривається з висоти круч на простори Клебан-Бикського ландшафтного парку як не можна краще задовольняли всім фортифікаційним вимогам для облаштування природно захищеного та забезпеченого великою кількістю запасів прісної води укріпленого спостережного пункту запорожців, який був зафіксований в цьому районі згідно збережених документів ще в 1760-х.
Торецька поштова станція (південна частина сучасного Лівобережжя міста), а також землі північніше та східніше від неї в 1812-ому змінили власника з бахмутського купця Четверикова на відставного підполковника донців Пантелеймона Антоновича Номікосова, який заснував на пагорбі новопридбаних земель поселення Сантуринівку, оселивши на них двадцять кріпостних з сім’ями, викуплених у Каменских з Корочанського повіту Курської губернії.
Красноречие и литературный талант, они либо дарованы от природы, либо нет. И ничего с этим не попишешь. Вот только человек, на то и наделенный разумом и душой, чтобы самому решать во благо использовать свой дар, избрав сложный и трудный путь правды вопреки всему, или служить злу в его земном материальном воплощении. Второй путь всегда на первый взгляд гораздо проще и выгоднее, и Андрей Бабюк, более известный под литературным псевдонимом Мирослав Ирчан, избрал именно его.
Рождение в буковинской Коломые австро-венгерского образца 1896года, окончание Львовской духовной семинарии, военная служба в хорунжем звании в рядах Сечевых Стрельцов, редакторство газеты «Стрелец» и… в феврале 1920-ого предательство Украины и переход на сторону московских оккупантов под их красные флаги.