Человечество, сострадание, толерантность… которые не смогли убить в душе великого украинского гуманиста ни исключение из Московской земледельческой и лесной академии и высылка под надзор царской охранки в Кронштадт за участие в студенческом протесте против администрации ВУЗа, ни заключение в одиночной камере Тобольской военно-каторжной тюрьмы за демонстративный отказ принести присягу на верность императору Александру III, ни голодование из-за отказа от «казенной субсидии» царской, белой, красной власти. Владимир Короленко так и остался в украинской истории достойным последователем украинского пророка Шевченко, не изменив своим убеждениям, несмотря на все испытания судьбы и коварство злой человеческой воли.
Он родился в семье сорока трехлетнего житомирского коллежского асессора Галактиона Короленко и его двадцатилетней супруги-польки, Эвелины. Почтенный возраст, судейская должность, рассудительный характер отца оказали немалое влияние на формирование мировоззрения, жизненных ориентиров и характера маленького Владимира, что вместе с взрослением в триязычной культурной среде (украинская, польская, русская) и естественных художественных способностях позволило парнишке проявить себя еще при получении начального и среднего образования.
Весна начала вступать в свои права, может пока лишь календарно, но ее поступь уже едва ощутима дыханием уже не холодного ветерка налетевшим ниоткуда, поцелуем солнечного лучика, каплями ласкового дождя, которые своими теплыми слезами смывают всю грусть-печаль прошлых месяцев или звонкой тридцатилетней трели. Одними из первых пернатых вестников возвращения тепла в Украину с давних времен служили грачи, стаи которых по поверьям 4 марта пригоняет с теплых краев на родную землю Герасим, сына Хара-Ярила, за что и получил в народе прозвище Грачевника.
Вместе с сыном Ария в этот, будто бы совершенно рядовой согласно древнему народному календарю, день на украинских просторах появляются вместе с грачами-скворцами и аисты, которые возвращаются на родную землю, да не с «пустыми руками», а неся под своими крыльями украинских «детишек». И хотя это лишь народная метафорическая алегория, на самом деле она олицетворяет начало нового круга жизни как в человеческом царстве, так и в природной среде цветением деревьев, рождением птичьего зверского потомства, всодами засеянной нивы…
Последний зимний балл под аккомпанемент холодного дыхания северных ветров, который закрывает сезон господства злых чар на украинской земле вплоть до осени, по украинскому народному календарю традиционно приходится на 29 февраля (в некоторых местах в не високосный год празднуют в последний день зимы) – время, когда с каждым днем Ярило-солнце все больше отвоевывает суток у ночи, и тепло уже все заметнее ощущается в воздухе.
Хозяином и устроителем этого праздника тьмы, согласно украинским канонам, выступает святой-несвятой Касиян (Касьян, Касян, Кась). Как его только не зовут в народе: и Завидником, и Немилостивым, и Злопамятным, и Скупым, и Злобным… хотя бывает он на украинской земле всего-то один раз в четыре года, но дурная слава бежит впереди своего владельца.
Жизнь полна приключений на грани фола благодаря многочисленным литературным шедеврам в восприятии большинства окутано стойким флером романтики и вожделенного ощущения остроты ощущений, на которое так скупа повседневность. Вот только реальность — не цветное кино и не интересная книга со счастливым концом… все имеет цену, и авантюристическая жизнь слишком часто становится лишь разменной монетой. Причем самое страшное, что вместе с сознательно рискующим на кон ставятся жизни и судьбы тех, кому просто не посчастливилось оказаться рядом. Так, получившая широкую известность благодаря книге Ивана Ольбрахта фигура Николая Шугая до сих пор вызывает ожесточенные споры, потому как для кого-то он — народный мститель и Робин Гуд украинского разлива, а для кого-то — простой разбойник.
Маленькое, потерянное где-то среди карпатских гор под Мукачево село Колочава образца самого конца XIX века и не подозревало, что когда в семье Сюгаев родился первенец крещенный Николаем – то появилась на свет легенда, которая прославит его имя в веках. Рос паренек в семье не единственным ребенком и не сильно отличался от своих братьев и сверстников.
Когда еще снега стелют под ноги ледяную дорожку, а ветры гонят по небу тучи цвета стали, и, кажется, не будет конца-края этой лютой зиме, но в воздухе где-то между двух миров уже зарождается предчувствие возвращения тепла, когда за Сретением наступает неделя Комоедицы. Это не просто праздник блинов и гуляний, а целая эпоха, в которой сошлись древние солярные культы, дохристианские обычаи, сельскохозяйственные ритмы, глубокая философия примирения и предначало весны.
Традиционно центром масленичного празднования выступает Колодий, древнее солнечное божество, которое каждую весну «воскрешает» природу из зимнего небытия. Именно его именины, которые традиционно празднуются в Украине после десяти оборотов Солнца вокруг себя и девятого омоложения Луны, считаются самыми благоприятными для начала новой жизни. С глубины седых веков за этим богом в народе закрепилась слава главного миротворца и покровителя брака, именно благодаря ему у природы и человека появляются силы для воскрешения самого себя и мира вокруг себя после долгого-долгого зимнего летаргического сна, а вместе с ним и новые надежда, здоровье, достаток, лад, урожай.
Когда самая длинная ночь года медленно умирает в первых лучах нового рассвета едва тлеющей зори — то рождается не просто новый день, рождается новый Мир. С древнейших времен в Украине глубоко почитали 25 декабря, когда после долгих полугодового угасания великого светила наступает наконец день Рождества нового божича-Солнца. И хотя пришлое христианство тысячелетиями пыталось подменить его своими символами, народные традиции празднования Коляды так и остались почти неизменными со времен трипольской культуры, сохранив в строфах колядок, атрибутах и сценариях самого действа главную идею — радость и надежда нового жизненного цикла вечного Кола Сварожьего, которое современники называють «годом».
Украинские предки, имевшие за тысячелетия до прихода христианства сложную пантеистическую систему верований, отмечали преодоление барьера зимнего солнцестояния победой солнца над ночью как праздник Коляды, праздник рождения нового Света, нового Солнца-Божича, нового Года и, наконец, новой Жизни. В гуцульских рассказах Юрия Федьковича об этом так и написано: «Божеством наших праотец було світле Сонечко. Звали його Лад, і святкували йому тогди, коли день починав рости…»
Стоя на пороге межсезонья, она фактически открывает двери для будущего тепла, хотя холодное дыхание зимой за ее плечами еще клубами накрывает украинскую землю, как месть от своего бессилия перед уже ощутимым наступлением весны. Служительница Чернобога, дочь Мары и жена домового, Кикимора, празднует свои именины 16 февраля, к празднованию которым с большим уважением издавна относятся в народе представительницы слабого пола.
Чтобы не прогневить сварливую духовную хозяйку дома в этот день украиночки не зависимо от возраста не выполняли ни одной сугубо женской работы, давая кикиморке отдохнуть, а не стоять все время у них за плечами, контролируя правильность выполнения работы. Поэтому прядение и ткачество, шитье и вышивание… да даже выпекание хлеба были под строгим запретом. К тому же сама работа должна была быть хорошо спрятана по ящикам да сундукам, потому как все нитки и пряжу она в отместку перепутает, что потом и не разберешь. Да и просто беды в серцах может натворить в доме: то посуду побьет, то вещи попрячет, то дыру в бочке проковыряет…