Целебные источники Терпенья

История

Целебное озеро двенадцати источников в селе Терпенье Целебное озеро в селе Терпенье

Сарматское море, фактически послужившее праотцем нынешнего Приазовского рельефа не обошло своим вниманием и глубинную возвышенность на месте будущего села Терпенье. 14 – 12 миллионов лет назад здесь плескались его теплые воды, которые с поднятием суши стало дном уже Понтийского моря, сформированным за многие столетия путем залегания отмерших организмов на песчаное дно и процессов рождения киммерийской складочности. С дальнейшей сдачей своих позиций мирового океана то, что было морским дном стало сушей с засушливым климатом и листопадной флорой.

Окончательный рельеф Приазовской равнины сформировали две волны Великого оледенения, которые двумя языками по Дону и Днепру протянулись далеко на юг, не достигнув пары сотен километров до нынешнего побережья (уровень нынешнего города Днепр). Бурные воды тающего ледника на пути к Азову нарисовали новую карту сети речных долин и подземных потоков, в число которых входили и целебные источники Терпенья. Предполагается, что произошло это в кайнозойскую эру (около 2,5 миллионов лет назад).

Целебный источник святого Николая в Терпенье Целебный источник святого Николая

Тысячелетиями, ключи в поисках выхода промывали хода, гроты и пещеры, чтобы наконец вырваться на свет высоко над окружающей равниной небольшими источниками. Но кто были они – те первые люди глотнувшие воду из их недр на пути к соборному холму Каменной могилы – о том история умалчивает, хотя богатая в человеческом контексте реки Молочной от первобытного общества до времен Киевской Руси (ХХ тыс. до н.э. – XII век) она дает основания предполагать, что не одно поколение источники спасли от жажды в пустынной Приазовской степи.

Даже татаро-монгольского нашествие первой половины XIII столетия не оставило на долго украинское Приднепровье без человеческого участия – крымские татары, турки, казаки не раз сходились в жарких схватках за право называться хозяевами этой земли. Так что вполне вероятно, что воды терпеньевских ключей они использовали для насыщения живительной влагой, а сформированного ими озера – для хозяйственных нужд.

Более конкретные сведения относятся уже первой половине XIX столетия, когда на берега Молочной, спасаясь от гонений российского православного тоталитаризма Александра I (1777 – 1825) были переселены тамбовские духоборы во главе с отставным капралом Савелием Капустиным (указ от 16 декабря 1804 года). Целебные ключи стали для них источником жизни, а так же главным оплотом их веры. Селение формировалось вокруг озера, на берегу которого был построен духоборческий молитвенный дом (Сион) и волостное управление.

Источник святого Пантелеймона-целителя в Терпенье Источник святого Пантелеймона парка "Целебные источники"

В ведение управителя общины находились общественные казна и хозяйство, а так же под опекой духоборцев находился построенный за их счет здесь же Сиротский дом для девочек (ныне интернат). Причем община была столь успешна, что в 1818-ом у нее в гостях на ночлег останавливался сам российский император по пути в Крым.

В рамках ползучей оккупации украинской земли 1841- 1845 годов опустевшие дома духоборцев Терпенья (община была обвинена власть во всех смертных грехах от укрывательства беглых до убийств и отселена в Закавказье) заселены тысячи государственных крестьян московской глубинки (Курская и Орловская губернии).

Целебные источники села православная церковь объявила святыми, а молельный дом духоборцев на берегу озера в 1845 году был переосвящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Через двенадцать лет (26 марта 1867 года) на месте молитвенного дома была освящена новопостроенная каменная церковь с колокольней и оградой Покрова Божьей Матери, к приходу которой так же относились Новопавловка и Новофилиповка.

Купальня трех целебных источников в Терпенье Купальня трех целебных источников

Зажиточных и трудолюбивых жителей села в первый раз по вине российского правительства горе коснулось во время Первой мировой войны, когда село попало под немецкую оккупацию, а потом были красные советы, экспроприация частной собственности и колхоз. Дом зажиточного немецкого бюргера ниже озера перестал существовать, как и церковь на его берегу (коммунисты ее разрушили в рамках атеистической политики 1920-х).

На протяжении всего советского семидесятилетия целебные свойства ключей и озера использовали лишь местные жители да детвора из местного интерната, для которых они служили основным местом проведения досуга. А еще в годы Второй мировой в виду целебности свойств водных источников рядом был основан инфекционный госпиталь, пациенты которого быстро излечивались от своих недугов.

С обретением Украиной независимости в 1991-ом в Терпенье вернулись православные служители, которые объявили их святыми, облагородили прилегающую территорию и обустроили купальню для паломников. Так что сейчас этот уникальный природный памятник местного значения с водами юрского периода почитается как одна из местных православных святынь.

Архитектура

Источник Богородичный (Свято-Покровский) в Терпенье Источник Богородичный в Терпенье

Чудо природы на территории небольшого парка (площадь – 0,14га) в селе Терпенье на вершине холма высотой 45м над уровнем моря составляют двенадцать источников, питающих небольшое озера с лазурно-зелеными водами. Каждый из них имеет свой вкус (от хлоридо-кальциевого до сульфатно-натриевого) и носит свое имя в честь православного святого. Целебной вода считается из-за присутствия ионов серебра.

Потоки трех источников направлены в одну каменную купель для удобства паломников. Все кроме одного (Непокорный) текут в одном направлении и, по словам местных жителей, каждый из них излечивает от определенных недугов.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Запорожская обл., с. Терпенье, парк “Целебные источники”.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта), а затем Т0401 (Днепр — Гуляйполе — Пологи — Токмак — Мелитополь) до села Терпенье, в центральной части которого расположены святые ключи.

Общественным пригородным автотранспортом из Мелитополя до остановки в центре села Терпенье, а затем в южном направлении (в гору) до целебных источников.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе