Zabytki.in.ua
Достопримечательности Украины

Севастопольская бухта

История

Восточная часть бухты в Севастополе Восточная часть Севастопольской бухты

Корсуньский Сиваш, Ахтарская бухта, Каламитский лиман, Большой рейд, Инкерманская бухта, Херсонесский лиман, Ктенус, Херронийская бухта — так много имен одного из уникальнейших творений природы — Севастопольской бухты. Словно рука Посейдона протянутая к сердцу того, что веками вызывало горячие споры, кровавые битвы, коварные интриги и золотой ручей взяток — Крымского полуострова.

Документальная же хроника российской истории залива ведет свой отсчет с 1773 года, когда итог крымской войны уже был предрешен и флотилия Великой империи уже вовсю хозяйничала у берегов полуострова. Хотя освоение берегов защищенной от прихоти погоды скалистыми берегами природной гавани конечно же было положено задолго до прибытия с целью разведки отряда прапорщика Ивана Бутурина — первого ее российского топографа. Ведь согласно плана штурмана уже в то время прибрежная зона залива была усеяна многочисленными руинами жилищ и храмов.

Рыбацкие ялики Аполоновой бухты Севастополя Рыбацкие ялики Севастопольской бухты

Окончательное закрепление тогда еще Ахтиарской бухты (по названию небольшого поселения на ее берегу) в качестве главной базы военно-морского флота России произошло десятилетие спустя после именного приказа наместника Новороссийского края Григория Александровича Потемкина (1739 — 1791) о переводе в гавань всех крымских судов под защиту вновь сооруженных укреплений на ее берегах от 24 января 1783 года.

Свое же нынешнее имя залив получил с легкой руки всероссийской императрицы Екатерины II (1729 — 1796), повелевшей назвать Севастополем крепость которая должна была занять место Ахтиара, а за бухтой соответственно закрепилось имя Севастопольской, несмотря на тридцатилетнее пребывание города под первоначальным историческим наименованием.

Килекторное судно у причала Западной стороны Южной бухты Севастополя Килекторное судно у причала Западной стороны севастопольской Южной бухты

На долгое десятилетие замерла жизнь в Севастопольской бухте после ужасающего поражения во время Крымской войны 1853 — 1856 года, когда на дне ее просторов нашел свое пристанище практически весь российский Черноморский флот, а сам город обращен в руины в результате многомесячного артобстрела во время осады англо-франко-турецкой эскадрой. Политическими последствиями Парижского мирного договора от 18 марта 1856 года стало превращение полуострова в демилитаризованную зону и, как следствие, – прекращение финансирования всех крымских военных проектов, в том числе Севастополя, как главного из них.

Следующий этап русско-турецких войн (1877 – 1878), аннулировавший результаты Парижского конгресса, вновь остро поставил вопрос о возрождении военного флота на Черном море и Севастопольской бухты, как основной базы его базирования, в частности. Звание которое она себе в скором времени возвратила, чтобы никогда уж его не уступить, не смотря на все перипетии судьбы.

Севастопольские Константиновская бухта и одноименный мыс Константиновская бухта и одноименный мыс в Севастополе

Одному из жесточайших испытаний подвергся город и гавань во время военных действий Второй мировой (1939 — 1945), когда на рубеже 1941 — 1942 годов они становятся ареной обороны против значительно превышающих сил противника в течении двухсот пятидесяти дней, а потом завершающего сражения 7 мая 1944 года по освобождению города от оккупационных войск.

Ныне, как и прежде, Севастопольская бухта является основной черноморской базой военно-морского флота Российской федерации, а множество предприятий города помогают ей в выполнении этой нелегкой почетной миссии.

Достопримечательности

Исток Севастопольской бухты у реки Черной Инкермана Исток Севастопольской бухты у реки Черной

Уникальность Севастопольской бухты состоит не только в ее природных характеристиках, но и контуре ее берегов, где множество мелких заливов обеспечивают максимально удобное место стоянки, строительства и ремонта кораблей разных видов, назначения и тоннажей, а так же комфортное в логистическом смысле расположение сопутствующих сооружений и предприятий.

В целом залив отгорожен от превратностей погоды Черного моря двумя заградительными молами — Южным и Северным, при этом сама разделяет городскую территорию соответственно на Южную и Северную стороны, а ее рваные края образуют шестнадцать заливов (шесть на южной стороне и десять — на северной), каждый из которых имеет свое название, историю и маленькие тайны.

Вход в севастопольскую Южную бухту Вход в Южную бухту Севастополя

Бухты Южной стороны, берега которой застраивались в первую очередь и сейчас размещают Центральный район города, считая от Южного мола (левой створки водных врат Севастополя) в порядке удаления от морских просторов: Мартынова, Александровская, Артиллерийская, Южная (Гавань), Корабельная и Килен-бухта (Киленбалка).

Мартынова бухта находится у самого устья севастопольской гавани. После строительства заградительного мола в 70-х годах ХХ столетия, который отделил ее от просторов Черного моря полукилометровой стеной, вошла в акваторию Севастопольской, утратив статус самостоятельной единицы.

Севастопольские Старосеверная бухта. Мыс Кордон. Северная бухта Старосеверная бухта. Мыс Кордон. Северная бухта. Севастополь

Обилие же неотъемлемого атрибута черноморского побережья — чаек (на старорусском – мартынов), оглашающих округу своим пронзительным криком и первыми встречающие корабли на рейде у морских ворот города, дало закрепившееся за ней название.

Сейчас в ее пределах располагается плантация мидий и международный яхт-клуб “Моби Дик”.

Хотя Александровская бухта и начала использоваться в качестве базы для яхт-клуба военно-морского флота еще в 1809 году, но наименованием своим она обязана построенной на ее берегах одноименному земляному укреплению в честь императора Александра I (1777 – 1825), приемницей которого стала треть века спустя (в 1845) каменно-земляная батарея.

Мартын Севастопольской бухты Мартын бухты в Севастополе

Выполнив свою миссию во время обороны 1854 — 1855, фортификационное сооружение было стерто с лица земли частью артиллерийским огнем противника, частью взрывом при отступлении российских войск.

Обострение военно-политической мировой обстановки в начале ХХ века послужило поводом к возрождению укреплений на Александровском мысе. Такая дальновидная предусмотрительность сослужила добрую службу во время осады Севастополя времен Второй мировой.

Удивительно, что более чем за два бурных столетия функции Александровского залива не изменились — здесь как и прежде швартуются яхты, но уже Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины.

Плавучий док у восточного берега Южной бухты Севастополя Плавучий док у восточного берега севастопольской Южной бухты

Первоначальным предназначением Артиллерийской малой бухты, расположенной в самом сердце современного Севастополя, были прием и хранение артиллерийских снарядов и пороха для нужд военно-морского флота.

С 1830 года она активно использовалась в коммерческих целях после снятия запрета на осуществление международной торговли, хотя ее глубина и позволяла принимать лишь суда малого класса.

Нынче пристань в Артиллерийском заливе служит одной из главных водных артерий миллионного города, соединяя центральный район паромной переправой с Северной бухтой одноименной стороны Севастополя и катерной — с Радиогоркой (бухта Матюшенко северной стороны).

Севастопольские бухта Матюшенко и мыс Михайловской батареи Бухта Матюшенко и мыс Михайловской батареи в Севастополе

Южный (Гавань) самая крупный залив внутри Севастопольской бухты в первые же годы освоения побережья использовалась в качестве основного места стоянки (особенно зимней) военных кораблей, чему немало способствовали ее глубокий фарватер и защищенность от превратностей погоды.

Свои наименования она получила первое — благодаря географическому расположению, а второе — основным выполняемым функциям.

С началом возрождения города спустя десятилетние после Крымской войны 1853 — 1856 годов Западная часть Южной бухты была приспособлена к тому же для складских нужд и пассажирского сообщения (причал рядом с Графской пристанью).

Южная бухта. Мыс Павловский в Севастополе Севастопольская Южная бухта. Мыс Павловский

В настоящее время здесь помимо Черноморского военно-морского флота России располагается Морской вокзал с пристанью для катеров сообщением Центр — Северная бухта и круизных теплоходов.

Освоением и своим названием Корабельная бухта (пятая от Южного мола) обязана прежде всего экипажу корабля “Святой Павел” под началом капитана первого ранга Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745 — 1817), который на заре существования города начал сооружение здесь для собственных нужд зданий казарм и складов.

Находясь в восточной части Южной залива в месте ее соединения с основным объемом Севастопольской бухты, у Павловского мыса, она наделена всеми необходимыми качествами, которые в полной мере использует уже два столетия Морской завод.

Севастопольская корабельная верфь Севморверфь Севастополя

Удобное изолированное месторасположение и прочие природные характеристики обеспечили Корабельной бухте (на ряду с Южной) статус основной базы черноморского военно флота, а как следствие возведения на ее берегу пристани и здания адмиралтейства.

Позже после 1876 года, когда жизнь вернулась в городские стены, облюбованный морскими судостроителями залив обзавелся к тому же пятью сухими доками (три корабельных, два фрегатных), которые нынче использует для своих нужд старейшее предприятие города – Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе (ранее — Российское общество пароходства и торговли), которому уступило свое место адмиралтейство после возведения нового здания Михаилом Петровичем Лазаревым (1788 — 1851).

Восточная часть Южной бухты Севастополя Восточная часть Южной бухты

Глубокая и узкая Килен-бухта (Киленбалка) – следующая за Корабельной по направлению к истоку Севастопольского залива, где в килевали первые зимовавшие фрегаты под предводительством капитана 1-го ранга Ивана Максимовича Одинцова (“Храбрый” и “Осторожный”), получила все наименование по названию работ в ней проводимых.

Позже (середина XIX века) здесь появились прародитель располагающегося здесь и ныне судоремонтного завода российского Черноморского флота — пристань для килевания поначалу лишь военных, а позднее и купеческих судов.

Яхты в севастопольской Южной бухте Яхты в Южной бухте Севастополя

Северная сторона Севастопольской бухты считая от правой створки заградительного мола, где поначалу большей частью располагались военно-административные и оборонные сооружения: казармы, земляные батареи, склады, заготовительные базы, не рассматриваемые в качестве городской территории, ныне вмещает в себя по порядку следующие бухты: Константиновскую, Матюшенко, Старосеверную, Северную (Перевозная), Инженерную (Куриная), Панаиотовую (Доковая), Голландию, Сухарную, Маячную, Графскую.

Константиновская бухта расположена у Северного заградительного мола, обособившего ее от черноморских вод своей трехсотметровой мощью. Она первой встречает корабли, заходящие в южные водные врата Крыма.

Дно у побережья Севастопольского залива Дно Севастопольского залива у побережья

Своим именем наградила залив земляная Константиновская батарея, расположившаяся на его берегах еще в годы зарождения города и названной в честь второго внука императрицы-основательницы — Константина Павловича (1779 — 1831).

Еще в начале XIX века в северной части Константиновской бухты существовало соленое озеро, которое уступило место насыпям с причалами, существующими здесь и поныне. А на прилегающей территории с середины XIX века преграждает северный фарватер противнику в случае военных действий каменная двухъярусная артиллерийская Михайловская батарея.

Не так глубоки корни происхождения названия бухты Матюшенко, получившей имя одного из предводителей восстания на броненосце “Князь Потемкин” — Афанасия Николаевича Матюшенко (1879 – 1907).

Артиллерийская севастопольская бухта Артиллерийская бухта Севастополя

Главной транспортной пристанью, связавшей два берега Севастопольского залива, была Старосеверная (тогда еще просто Северная) бухта, в которой на деревянных сваях располагались многочисленные пристани для небольших судов (пассажирских яликов, шаланд и рыбачьих баркасов).

И именно сюда к стенам Михайловского форта в 1855 году протянулась ниткой деревянная понтонная переправа с южного берега для перехода военных частей, и здесь же продолжали курсировать небольшие суденышки и после прекращения военных действий.

Но дерево — материал не долговечный и к 1900 году деревянный сваи на столько были повреждены соленой морской модой, что вызвали угрозу для безопасности пассажиров. Причал было решено отремонтировать, а пока сообщение переместилось в соседнюю бухту. Но, как известно, нет ничего постоянее временного — больше уже грузо-пассажирская линия в эту бухту не вернулась.

Судно экологического контроля Петр Градов у пристани западной части севастопольской Южной бухты Судно экологического контроля Петр Градов

Сейчас здесь среди тихих старых улочек уютно расположились помещения последнего городского рыбколхоза “Путь Ильича”, Черноморского научно-исследовательского института технологии судостроения и стоянка рыболовов-любителей.

Северная (Перевозная) бухта, название которой говорит само за себя — это основная пассажирская пристань северного берега Севастопольской бухты с паромным сообщением с Артиллерийской и катерным — от Морвокзала.

Внимание на себя этот залив обратил в качестве временной замены северной точки товарно-пассажирской переправы между двумя городскими берегами, функцию которую он выполнял с начала ХХ века. Однако уже спустя десятилетие (1910) он обзавелся каменным причалом, способным принимать паровые катера, а в 1958-ом на его второй пристани была открыта паромная переправа.

Севастопольская Инженерная (Куриная) бухта Севастополя Инженерная (Куриная) бухта Севастополя

Строительство на берегах Куриной бухты причала Инженерного ведомства позволило сменить ей название на более цивильное и благозвучное — Инженерная, хотя почти столетие иначе ее не называли. А связано было ее первоначальное имя с множеством домашней птицы разгуливающей по ее берегам, которая находилась на довольствии зерновых провиантских складов здесь располагавшихся с момента создания укрепленной базы Черноморского флота Российской империи.

Первоначальное наименование Панаиотовая будущая Доковая бухта получила в честь семьи военно-морской династии греческого происхождения Панаиоти, первым представителем которой в этих краях был исправный морской офицер – капитан 1-го ранга сорокапушечного корабля “Перун” – Алексиано Потаниоти (1740 — 1788).

Пассажирский катер Норд сообщением Морвокзал - бухта Северная Пассажирский катер маршрутом Морвокзал - бухта Северная

Вторым своим именем залив обязан сооружением в его акватории крупнейшего на черноморском побережье Крыма сухого дока Севастопольского морского завода в начале ХIX столетия, способного принять авианосные крейсера в свои объятья для прохождения мелкого и капитального ремонтов.

Хранению казенных лесов начиная с XIX века обязана своим именем бухта Голландия за схожесть с Петербургской прародительницей всех крупных верфей Российской империи. Хотя на ряду с официальной версией существует упоминание от 1851 года о саде командира порта, который за схожесть с голландскими пейзажами получил свое названия и одарил им прилегающий залив.

Сухарная бухта, прозванная так по назначению работающего здесь завода Морского ведомства – производство сухарей для провиантских нужд флота, по мимо этого вмещала в себя лесосклад и магазины, торговавшие оптовыми партиями запасами для обеспечения корабельных команд всем необходимым довольствием.

Западная часть севастопольской Южной бухты Западная часть Южной бухты

Немым памятником погибшим советским защитникам арсенал 1942 года в пещерах на ее берегу служат осколки взорванной ими скалы, разбросанные в радиусе нескольких сот метров.

Само название Маячная говорит о прямом назначении бухты, а вернее конусообразной скалы на ее берегу, где возвышается еще с 20-х годов XIX столетия один из маяков Инкерманского створа, обеспечивающий безопасное движение судов внутри Севастопольской бухты и на ее рейде.

Своим именем Графский залив, находящийся у истоков Севастопольской бухты, обязан смене руководства черноморского флота и севастопольского порта в 1796 году — во главе их стал капитан 1-го ранга граф Марк Иванович Войнович (1750 — 1807) — любитель природной красоты, который реализовывал свое стремление к прекрасному на обширном земельном участке (хуторе) с фруктовым садом и тополиной аллей.

Характеристика

Река Черная, впадающую в Севастопольскую бухту в Инкермане Река Черная, впадающую в Севастопольскую бухту

Севастопольская бухта расположена в юго-западной части Крымского полуострова под 44°37’ северной широты, 33°31’ восточной долготы шириной полкилометра имеет глубину, достигающую двадцати одного метра.

Природными особенностями залива закрытого типа, на восемь километров вдающегося в материк у устья реки Черной (ранее Биюк-Узен или Чоргун), является незамерзающая гладь, всю зиму свободная ото льда, минимальность влияния течений, приливов и ветров (лишь во время западных — наблюдается качка).

Его дно с мягким илом и высокими защищенными от ветра скалистыми берегами с полуметровым наносным слоем глинозема с примесью известкового щебня и оксида железа идеально подходят для сооружения длинных вместительных пристаней у самого берега без битья палов. А известняковая порода у истока бухты дала и дает богатый материал для строительства необходимых зданий и сооружений.

Южная бухта в Севастополе Севастопольская Южная бухта

Умеренный крымский климат с освежающими западными ветрами в полуденный летний зной и восточными бризами с утра, теплыми южными потоками — весной и осенью, когда среднегодовая температура колеблется в пределах + 12°С, а показания барометра — 30,9 создают наиболее комфортные условия для выполнения возложенных на гавань функций.

Потенциал каждого из мелких заливов Севастопольской бухты, обладая приличествующими только ему природными характеристиками, был в полной мере реализован при создании инфраструктуры главной базы военно-морского и торгового порта.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь).

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы).