История
Крымская война 1853 — 1856 годов, когда на небольшом клочке земли в Крыму решалась судьба государств, а разменной монетой служила человеческая жизнь, щедрой рукой положенная на алтарь бога войны. Сотни тысяч воинов-защитников — вот трагический результат 349-дневной обороны Севастополя 1854 — 1855 годов.
Неутешительный итог Парижского конгресса, начавшегося 13 февраля 1856 года, тем не менее нисколько не умолил мужество и подвиг павших русских солдат, которые жизнью заплатили за Крым. Их искалеченные тела в осажденном городе находили свое последнее земное пристанище в братских могилах плечом к плечу, как сражались они за родную землю — так появились на Северной стороне Севастополя огромные погребения на Михайловском кладбище, потом на западном склоне Куриной балки, и в итоге на вершине ее южного склона — Братское кладбище.
Беспрецедентное мужество защитников нашло отклик на всех просторах огромной Российской империи, среди всех слоев населения, и уже через полтора года после начала сбора средств на сооружение храма (18 марта 1856 года) на вершине холма Севастополя начинается строительство храма-памятника во славу Святителя Николая.
Разработка первоначального проекта для сооружения храма на Братском кладбище была поручена архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру (1802 — 1865), однако уже утвержденный проект был переработан и воплощен в жизнь Алексеем Александровичем Авдеевым (1819 — 1885), в последствии получившем за него звание академика архитектуры.
Официальной датой начала строительства церкви по приказу императора всероссийского Александра II (1818 – 1881) на вершине севастопольского холма считается 5 сентября 1857 года, а ровно два года спустя она была торжественно открыта, хотя и освящена лишь в 1870-ом после окончания внутренних отделочных работ в присутствии генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича (1827 — 1892).
С тех пор Свято-Никольский храм Севастополя – творение А.А. Авдеева – стал местом массового паломничества в качестве великой всероссийского святыни мужества и самопожертвования, особенно в дни заупокойной литургии с панихидой по погибшим воинам (29 августа — Усекновения головы Ивана Предтечи).
Внутренние интерьеры церкви, в народе получившей имя «часовни Николая Морского», или часовни-пирамиды в первоначальном проекте имели масляную фресковую роспись кисти группы художников в составе М.Н. Васильева (1826 — 1900), А.Е. Корнеева (1833 1900), А.Д. Литовченко (1835 — 1890). Образ Спасителя над главным входом обязан своим созданием руке Ф.А. Бруни (1699 — 1775). Но в 1886 году во время своего посещения Севастополя император Александр III (1845 — 1894) нашел их в неудовлетворительном состоянии — соленый черноморский воздух сделал свое черное дело — краски «поплыли».
В следствии этого было получено высочайшее указание о замене фресковой росписи мозаикой. В качестве мастерской по осуществлению работ в храме-памятнике воинам-защитникам города Первой обороны года Крымской войны была выбрана венецианская мастерская Антонио Сальвиати (1816 – 1890), а куратором реставрационных работ назначен инженер-полковник Яков Петрович Семенов ( – 1921). За основу же были взяты картонные зарисовки художника Михаила Николаевича Протопопова (1860 — 1927).
Работы продлились шесть лет и были окончены в 1893 году.
Традицию паломничества русских царей к Братскому кладбищу и Свято-Никольскому храму при посещении Севастополя продолжил Николай II (1868 — 1918) с семьей, который в знак особого почтения к святыне после совершения литургии обошел храм крестным ходом.
Революция 1917-го внесла изменения в уклад внутренней жизни церкви над Братским кладбищем (его закрыли), но самого здание уцелело в отличие от многих прочих, которые пали в руинах под безжалостной рукой атеизма.
Следующий удар нанесла по Свято-Никольскому храму Вторая мировая (1939 — 1945), когда в ходе военных действий во время 250-дневной обороны пулями была повреждена внешняя обшивка стен, утрачена половина мозаики, обрушена верхняя часть пирамиды, которая погребла под своими осколками венчающий диоритовый крест, расколовшийся на три части.
Восстановительные работы в церкви над Севастопольской бухтой в рамках программы по сохранению памятников архитектуры Украинской ССР были начаты в 1968 году после разработки проектно-сметной документации под началом Василия Степановича Смолянинова. Основной же их объем был выполнен в период с 1971 по 1974 года. В итоге внешний облик здания обрел свой первоначальный вид, а вот внутренние интерьеры так и не были завершены до конца ( наибольший урон понесла мозаика боковых конх — 95%).
На исходе 1988 года (19 декабря) в стены Свято-Никольского храма-пирамиды наконец вернулась духовная жизнь — решение Севастопольского городского совета о передаче святыни Православной церкви для исполнения богослужений, которое было закреплено окончательно передачей здания храма в собственность православной общины в 1994 году, в руках которой она находится и поныне.
Работы по восстановлению оплота веры продолжаются и ныне. Так в августе 2012 года наконец занял свое место венчающий крест (ранее была установлена временная копия), а так же снята для реставрации часть облицовочных плит внешних фасадов. Так что твердыня идет уверенными шагами к своему полному возрождению.
Архитектура
Архитектурная доминанта севастопольской Северной стороны, утопающая в зелени Братского кладбища, представляет собой усеченную пирамиду с квадратным основанием (20,25м х 20,25м) из белого инкерманского камня, высота которой составляет 27м.
Гармоничным завершением ее вершины является гранитный крест, первоначальный вариант которого весил без малого шестнадцать тонн (ныне его осколки лежат у подножья храма на мраморной площадке с траурной лентой).
Расположенный на высоте шестьдесят пять метров над уровнем моря пирамидальный объем Свято-Никольского храма покоится на высоком постаменте, оправленном в рустованные плиты полированного гранита и инкерманского камня.
Посредине каждой из четырех внешних граней пирамиды выступают ризалиты с фронтонами под двускатной крышей. С юга и севера в них обустроены флорентийские круглые окна, с запада — арочный вход с мозаичным изображением Спасителя над дверями ажурного литья, а с востока — глухая апсида с изображением сцены получения благой вести мироносцами от Ангела с изречением «Воста, несть зде».
По бокам ризалитов на пятидесяти шести черных гранитных плитах начертаны бессмертные названия всех частей и воинских формирований (с точным числом человеческих потерь и времени принятия участия в операциях), защищавших Севастополь при обороне 1854 — 1855 годов.
Во внутренний объем пирамиды удачно вписан крестово-купольный храм в византийском стиле, где масляные фрески уступили место мозаичным панно венецианских мастеров с сохранением максимальной аутентичности рисунка.
Отделку нижней части стен храма составляют облицовочные плиты черного мрамора с именами всех офицерских чинов общей численностью 973 безвременно оборванных жизней, нашедших свой вечный покой на просторах Севастополя во время первой обороны города.
Согласно первоначального плана Свято-Никольский храм-памятник располагается на восьмиугольной мощеной площадке с клумбами под надежной защитой невысокой ограды и пушек, обращенных в сторону города своими жерлами — трофейного оружия времен Крымской войны.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Богдановича.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) до поворота в районе аэропорта на дорогу Т27-07, которая переходит по городу в улицу Челюскинцев. Далее свернуть на улицу Богдановича – месторасположение Свято-Никольского храма.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем общественным транспортом (троллейбус, автобус, катер) от пл. Нахимова до Северной стороны города, откуда вдоль ул. Леваневского, а потом ул. Челюскинцев. Свернуть на улицу Богдановича, где располагается Братское кладбище с венчающим его Свято-Никольским храмом.