История
Каменный исполин памяти о храме, некогда соперничавшем с ныне действующей Николаевской церковью за звание первого армянского оплота веры на каменецкой земле, которую принесли выходцы далекого Закавказья на просторы своей новой родины в конце XIV столетия.
Был ли собор тем самым, который построил Синан, сын Котлубея, в 1398 году наукой еще не доказано, но если это был он, то документальная история отслеживает его судьбу как деревянного храма, который спустя столетие (1495 год) после разрушительного пожара предстает уже в каменном византийском обличье униатского, а затем армяно-католического вероисповедания.
Однако во время продолжительных боевых действий польско-турецкой войны 1672 — 1676 годов на Подолье именно здание армянского собора было практически уничтожено в то время, как впервые документально упомянутая башня-колокольня (предположительно датируемая концом XV — началом XVI века), после возвращения города Речи Посполитой в 1799 году согласно Карловицкого мирного договора используется для совершения богослужений под именем часовни святого Стефана.
Пребывание в руинах здания главного армянского оплота веры Каменец-Подольского и выполнение его функций звонницей продолжалось вплоть до середины XVIII столетия, когда на средства жертвователей армянским духовенством были начаты ремонтно-реставрационные работы, благополучно завершившиеся к 1767 году.
27 июня 1791-ого храм вместе с колокольней был освящен в честь святого Николая львовским архиепископом Яковом Тумановичем. Поначалу богослужения здесь, как и положено, велись исключительно на армянском языке согласно армяно-католическому униатскому ритуалу, но с течением времени и усилением давления польской шляхты, когда армянская диаспора постепенно исчезла из города на высоком плато в излучине Смотрича, здесь воцарилось римско-католическое духовенство (конец XVIII — начало XIX века).
В качестве католического собор действовал вплоть до начала ХХ века, когда с приходом в подольские земли советской власти начались атеистические гонения, повлекшие за собой бесчисленное количество жертв, в числе которых значится и здание армянского собора святого Николая уничтоженное в 30-х годах. От некогда прекрасного комплекса в напоминание осталась лишь колокольня да каменная ограда храмовой усадьбы.
С пробуждением интереса советского государства к своим позабытым архитектурным реликвиям прошлого в послевоенные годы здание башни-звонницы несколько раз реставрировали (1958, 1975, 1983), но возобновление деятельности ее связано с началом нового тысячелетия, когда в 2005 году территория комплекса собора была передана в распоряжение армянской диаспоры Каменца.
Архитектура
Сохранившийся до наших дней церковный двор армянского собора представляет собой замкнутый четырехугольник периметром шестьдесят на пятьдесят метров ориентированный с северо-запада на юго-восток, границы которого надежно охраняют каменные стены, которые сохранились до наших дней в виде аркады с парными колоннами дорического ордера за ажуром решетки Армянской улицы и заложенных арочных пролетов со стороны Николаевского переулка, где ранее находился центральный вход.
Северо-западную часть храмовой усадьбы занимает та самая квадратная в плане (длинна одной стороны составляет одиннадцать метров) пятиярусная башня-колокольня. Ее доминирующий (благодаря высоте в тридцать восемь метров) над старой частью Каменец-Подольского объем на первом ярусе перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками и конхой над апсидой со стрельчатым окном; сообщение со вторым происходит по средствам двух лестниц каменной (внутренней) и деревянной (внешней); на третьем, как и на пятом, этаже для обороны сооружены с каждой стороны бойницы с расширяющимися в обе стороны щеками; в четвертом — устроены узкие высокие арочные окна (по одному с каждой стороны); а на пятом ярусе углы украшены круглыми башенками под высокой шатровой крышей, дополнительно усиленными тремя бойницами ключевидной формы.
Оштукатуренные внешние фасады звонницы бывшего армянского Николаевского собора поярусно членят белокаменные карнизы, а ее центральный вход обрамляет белокаменный же ренессансный портал. Венчает все это великолепие восьмигранный шатер, увенчанный барабаном с маленькой главкой.
Некогда украшавшее храмовое подворье центральное здание собора было выполнено в византийском стиле: центральный украшенный греко-римским фронтоном вход с запада, расположенная на востоке алтарная часть, крытая галерея, опоясывавшая здание с трех сторон и доминирующий восьмигранный купол.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Армянская, 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы) до Каменца, а затем пр. Грушевского / Хмельницкому шоссе – ул. Князей Кориатовичей через Новоплановский мост в Старый город, где по ул. Троицкой, ул. Старобульварной до площади Армянский рынок. Тут берет свое начало ул. Пятницкая, на углу которой с ул. Армянской возвышается башня-колокольня.
Общественным транспортом до вокзалов Каменец–Подольского, а потом до конечной остановки Старого города “Армянский рынок”, пройдя вдоль которой следует перейти на ул. Пятницкую, на пересечении которой с ул. Армянской находится комплекс разрушенного собора святого Николая.