История
Получив после вхождения в состав России статус губернского города в 1795 году, Каменец-Подольский в считанные годы значительно увеличивается по численности населения при этом его территориальная площадь, ограниченная плато в окружении отвесных скал, остается в прежних пределах. К тому же в перенаселенном городе действовали строгие ограничения для частной застройки, которая не могла превышать два этажа в высоту, что создавало дополнительные трудности в комфортном существовании его граждан.
Подольские земли, с таким трудом полученные после долгих десятилетий политических и военных баталий, стали в XIX веке предметом неусыпной заботы со стороны правящей династии Российской империи, каждый из царствующих представителей которой (начиная с Александра I) считал за долг посетить, пусть и с кратким визитом, его сердце в петле реки Смотрич, и, конечно, проблемы горожан не остались без внимания высокопоставленных визитеров.
Достигнув критических значений, плотность населения Каменца к 1840-ым годам потребовала от городских властей немедленных действий — так родился на свет проект расширения города на восток при помощи сооружения моста, тем более в виду утраты, в связи со значительным расширением западных границ империи, оборонного значения крепости.
Разработка связующего звена между Старым городом и новой его частью, получившего название Новоплановского моста, была поручена академику архитектуры Александру Ивановичу Песке (1810 — 1888), который в 1864-ом был назначен на пост главного подольского градостроителя, а претворение его в жизнь осуществлялось под пристальным контролем военного инженера Костецкого.
Спустя десятилетие после начала строительства столь важный для города объект был завершен, а его торжественное открытие состоялось в самом начале 1875 года, дав толчок не только к дальнейшему развитию Каменец-Подольского, но и значительно упростив жизнь жителей его старой части (за не имением источников пресной воды на плато им приходилось совершать длительные окружные маршруты через Замковый мост к ближайшим Гунским колодцам, в то время как теперь было достаточно лишь перейти Новоплановский мост).
Более шести десятилетий связующая нить между двумя частями города с честью выполняла возложенную на нее миссию, пока в годы Второй мировой во время отступления 18 советской армии Южного фронта этот стратегически важный объект, ослаблявший обороноспособность Каменца, 9 июля 1941 года не был взорван.
Но уже в скором времени после окончания боевых действий начались восстановительные работы по возвращению одной из основных городских магистралей к жизни. Работы были завершены в мирном 1951-ом.
Пережив на своем веку многочисленные восстановительные работы сегодня Новоплановский мост, как и полтора столетия назад, с честью выполняет возложенные на него функции, являясь основным транспортным связующим звеном между старым и новым городом, тем более, что Замковый мост был закрыт для проезда.
Архитектура
Семипролетный виадук через каньон реки Смотрич протяженностью сто тридцать шесть метров на шести опорных вытянутых прямоугольниках кирпичных колонн (быках) и двух устоях на берегах представляет собой выполненную из кирпича, бетона и металла сложную инженерную конструкцию.
Тридцативосьмиметрова высота над уровнем земли Новоплановского с легкость выдерживает нагрузку оживленной автомобильной магистрали с пешеходными дорожками по бокам. Его консольный объем с транспортным полотном на вершине соединяет центральную улицу Князей Кориатовичей нового города, украшенную мужскими фигурами воинов на высоких постаментах, с северо-восточной частью плато по ул. Троицкой с женскими фигурами тружениц у истоков, которая выходит к самому сердцу старого Каменец-Подольского.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Троицкая / ул. Князей Кориатовичей.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы), которая в городе проходит по пр. Грушевского / Хмельницкому шоссе до улицы Князей Кориатовичей, в начале которой находится Новоплановский мост.
Общественным транспортом до вокзалов Каменец–Подольского, а затем пешком 20-25 минут вдоль ул. Красноармейской — пр. Грушевского — ул. Княчзей Кориатовичей, по направлению Старого города (юго-запад).