История
Рожденному вместе в 1379 году с первыми шагами католицизма на бучачской земле с благословения и при финансовой поддержке первого собственника Михаила Авданца ( – 1392), который получил эти земли за долгую и преданную службу польской короне, приходу Успения Пречистой Богородицы суждено было стать (с учетом месторасположения у подножья древней каменной крепости на вершине Замковой горы) одной из архитектурных доминант города.
В скором времени для дополнительного подтверждения своей высокой богоугодной миссии на галичской земле при приходе силами францисканского ордена, опеке которого препоручили храм, были организованы школа и небольшой госпиталь.
И хотя один из дальних наследников основателя – приверженец кальвинизма Николай Бучачский-Твордовский (1530 – 1595) – лишил его на время статуса одной из главных католических святынь края (костел служил местом собраний протестантов вплоть до его смерти) храм выдержал все удары судьбы, главные из которых были связаны с продолжавшимися на протяжении всего средневековья татаро-монгольскими атаками. Однако каждый раз он выходил победителем все с большими потерями — разрушение стен, обрушение кровли, повреждение несущих конструкций…
Вот почему, не смотря на реконструкцию 1709 — 1710 годов, уже в середине XVIII столетия вопрос существования главной святыни прихода Успения Пречистой Богородицы стал перед общиной со всей остротой.
Решением насущного вопроса своей главной резиденции занялся непосредственно сам владелец города, последний представитель рода Потоцких герба «Золотой Пилявы» Николай Василий (1712 — 1782): сначала в 1760-ом выхлопотал разрешение на разбор старого здания у львовского архиепископа Вацлава Сераковского (1700 — 1780), а затем через год учредил фундацию для строительства нового храма.
Благодаря такой сильной политико-экономической поддержке с привлечением лучших архитекторов Галичины (по неподтвержденным данным Мартина Урбаника или его ученика Бернарда Меретина) уже через два года новый величественный костел был окончен и освящен 14 августа 1763 года во время обряда консекрации все тем же львовским архиепископом. При этом украшение внутреннего убранства, как признанному мастеру резца, было доверено Иоганну Георгу Пинзелю (1707 — 1761).
Пережив вместе с Бучачем полтора столетия относительно спокойного периода расцвета под чутким руководством австрийской династии Габсбургов, в 1914-ом храм окунулся в водоворот Первой мировой — на три года город стал резиденцией ставки 7-й русской армии вместе с ее православным доминированием. Но близкая линия фронта и напряженная внутренняя обстановка мало сказались на деятельности католической святыни веры – она оставалась действующей.
Возвращение по итогам военных действий в польское подданство галичских земель благотворно сказалось на судьбе костела у подножья Замковой горы, ведь за два с небольшим десятилетия его здание было восстановлено, а сам приход увеличивался и расцветал при поддержке государственной власти (хотя католическое население составляло лишь 32% от общего числа жителей).
Из вихря же Второй мировой войны ХХ столетия храм вышел с минимальными физическими потерями, а вот на духовной его сущности был поставлен крест. Советская власть в рамках своей атеистической политики в 1945 году запретила богослужения в бучачском костеле Успения Пречистой Богородицы, а для уничтожения памяти о религиозном прошлом здания его приспособили для хозяйственных нужд.
Сначала в основном храмовом зале расположился мебельный магазин, который по мере утраты привлекательности облика в виду ветхости строения трансформировался в зернохранилище. Подземные же помещения были приспособлены под котельную.
Лишь в 1991 году при активной поддержке местной паствы Успенский костел вернулся в лоно католической церкви. С тех пор здесь негасимо бурлит жизнь: проводятся богослужения на четырех языках (украинский, польский, латинский, польский), звучит камерная музыка в рамках концертов, проходят собрания молодого поколения, организуются религиозные песнопения.
Архитектура
Аскетичную скромность с легким налетом барокко внешних фасадов каменного крестового в плане храма у подножья древней крепости со срезанными углами зеркальной разбивки стен и капителями пилястр композитного ордера несколько разбавляет центральный полукруглый фронтон декорированный изображением Пречистой Богородицы в окружении ангелов с младенцем Иисусом на руках, который выгодно оттеняют каменные вазоны по периметру и небольшой фонарь над четырехскатной крышей.
Кроме того следует отметить небольшие характерные акценты в оформлении храмового комплекса, которые ненавязчиво напоминают о благодеянии семьи его создателя: небольшой картуш с родовым гербом «Золотой Пилявы» и полустертые буквы проходной арки с ажурными вратами, оформленной в созвучном зданию стиле, памятная табличка на портале центрального входа и символы власти на столбах.
Внутренняя однонефная планировка с пониженным притвором, в углах которого расположены винтовые лестницы для сообщения с эмпором, и двумя небольшими помещениями по бокам алтарной части имеет крестовые и полуциркульные перекрытия. Помимо использованных во внешнем оформлении зеркал, здесь применен прием высоких арочных ниш, создающих гармоничное сочетание с вытянутыми арками оконных проемов.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство костела Успения Богородицы, доминантой которого служит полихромный алтарь И. Пинзеля с беломраморными колоннами и искусно вырезанными скульптурами святых. Его объемная бирюзово-золотая гамма в контрасте с белыми стенами, оттененными рокайлово-акантовыми розетками, вифлеемской звездой и фигурами создает визуальный акцент на центральной части духовного комплекса.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бучач, ул. Просвящения, 2.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) до поворота на трассу Н18 (Дружба — Бучач — Тисменица – Ивано-Франковск), а далее — в центр Бучача по улицам Подгаецкой — Галичской — Агнона — Просвящения до Успенского костела.
Общественным транспортом до автовокзала Бучача, а затем пешком 20 минут в западном направлении (замок) до католического храма.