История
Несмотря на проблемы государственного масштаба, начавшиеся у Речи Посполитой во второй половине XVIII столетия, жизнь в далекой от политических волнений житомирской глубинке шла своим чередом: в центре города на месте разобранной деревянной Васильевской церкви в 1771 году было начато строительство униатского храма Преображения Господнего.
Вот только при закладке нового храма никто и подумать не мог, что уже через два десятилетия такой страны как Речь Посполитая вообще не будет существовать, город станет частью российского Изяславского наместничества (позже переименованной в Волынскую губернию), а небольшой (вместимость всего двести человек) новопостроенный оплот веры в 1796-ом получит статус православного кафедрального собора.
На фоне этого вопрос о достойной резиденции епископства, впервые возникший на повестке дня с обретением Житомиром официального статуса губернского города 26 июня 1804 года, вплоть до 1 октября 1840-го, когда административный и епархиальный центры Волынской губернии были совмещены (до этого главное церковное управление располагалось в Острожском уезде), так и оставался открытым.
Уже через три года из северной столицы Российской империи был получен проект нового главного губернского православного храма, включавший конструкции уже существующего строения, но сами работы по его претворению в жизнь были начаты лишь в 1851-ом. И вот когда комплекс был близок к своему завершению, в результате инженерных просчетов прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей 1853 года обрушилась церковная колокольня, элементы которой при падении значительно повредили храмовое здание. Последнюю решено было не восстанавливать, построить с нуля.
Для реализации нового проекта без включения элементов предыдущих конструкций, но с учетом корректировок предыдущих ошибок составленного светилами отечественного градостроительства (К.К. Рохау, Э.И. Жибер, В.Г. Шаламов) было выбрано новое место у южной стены первоначальной постройки (была разобрана в 1864). Для выполнения работ, которые стартовали в 1767 году, были привлечены опытные зодчие со строительства Исаакиевского собора в Петербурге.
Строительство на средства государственной казны длилось семь лет, во время которых роль главной городской святыни исполняла сооруженная на углу Вильской и Илларионовской на средства Николая Петровича Синельникова (1805 – 1892) в 1858-ом деревянная церковь Александра Невского.
Освящение же Преображенского кафедрального собора Житомира в конце лета года 1874 от Рождества Христова сопровождалось пышными торжествами. В присутствии местного генерал-губернатора князя Дондукова-Корсакова, губернатора Грессера и тандема творцов Жибера — Шаламова его провел архиепископ Волынский Агафангел (30 августа — главного престола во честь Преображения Господня, на следующий день — правого Александра невского, а 1 сентября викарием Иустином – левого во имя святого князя Владимира).
При этом благодаря щедрым пожертвованиям главный губернский храм стал одним из самых богатых в округе: два земельных участка общей площадью 3,6 кв.км (один — дар поручика Осиповского, второй – возмещение за отчужденный под шоссе участок возле храма), три водяных мельницы в Соколовой горе и Жерделях, пахотные земли площадью в 90га, а кроме того неприкосновенные капиталы в сумме свыше четырех тысяч рублей.
В начале ХХ века под собором, там где в криптах нашли свое последнее земное упокоение выдающиеся церковные деятели был обустроен нижний храм в честь святой Анастасии Римляныни, мощи которой в качестве дара Антиохийского патриарха Иерофея были привезены в Житомир в 1860-х.
В одно мгновение октябрьский бунт 1917-го снес старый миропорядок в Российской империи, когда новая страна советов объявила общественной всю частную собственность, а религию поставила вне закона. Главная городская святыня столицы волынских земель была закрыта, все ее главные священнослужители расстреляны, а храмовое здание, которое долгое время находилось под угрозой уничтожения, приспособлено под склады.
На непродолжительный период немецкой оккупации (1941 – 1943) Преображенский кафедральный вновь возобновил свою деятельность хотя и с минимальным набором предметов культа, укрывшихся от глаз кощунственного атеизма, ведь за два десятилетия в руках большевиков из его стен исчезло все самое боле-менее ценное, а нижние крипты были осквернены и тоже разграблены.
Весь советский период в судьбе бывшего оплота веры мало что менялось, не смотря на официальный статус памятника архитектуры. Просветление пришло в эти стены лишь с обретение Украиной независимости в 1991-ом, когда собор был возвращен православной общине Житомира, и она начала капля за каплей возвращать его к жизни. Так что ныне Свято-Приображенский вновь главный оплот православия на житомирской земле, а мощи святых отцов найдены и перезахоронены в 1993-ем.
Архитектура
Крестообразное (55м х 50м) в плане кирпичное оштукатуренное храмовое здание высотой в пятьдесят метров в неорусском стиле представляет собой постепенно нарастающее к пятиглавому центру наслоение объемов со стрелой четырехярусной колокольни над притвором.
Утонченный декор внешних фасадов собора Преображения Господня составляют помимо гармонично уравновешенных прямоугольных объемов средние и угловые выступы с пилястрами, декоративная аркатура, широкий фриз с геометрично-растительной отделкой, профилированный лобовой карниз, щипцовое оформление шатрового завершение куполов и колокольни, сдвоенные арки оконных проемов, спаренные колонны, пять глав на высоких световых барабанах и декоративные треугольные фронтоны увязанные в единую гармоничную картину, создающую величественно-одухотворенный силуэт.
Использованные для внутреннего оформления трехнефного оплота православной веры гранитные колонны и плиты лабрадоритов, использованные для отделки карнизов, поясков и плинтусов, из житомирских сел Крошня, Тригорье, Горошки не нарочито подчеркивают все богатство местной природы, а архитектурные элементы отделки лишь подчеркивают всю прелесть росписи XIX столетия.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, пл. Победы, 14.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок — Броды — Ровно — Борисполь — Полтава — Харьков — Славянск — Луганск) или М21 (Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка — Могилев-Подольский), которые через город проходят по пр. Победы, где расположен главный православный храм Житомира.
Городским транспортом от житомирских вокзалов в центр города (остановка площадь Победы), где находится Преображенский собор.