История
Вода как основной источник жизни издревле диктовал человеку свои правила планировки поселений и сооружения домохозяйств, условия ведения быта и организации хозяйственной деятельности, подчиняя и властвуя. Но когда человечество в начале XIX столетия вступило в эру научно-технического прогресса и потребность в водных ресурсах увеличилась в разы, источники живительной влаги в числе прочих природных ресурсов стали подконтрольны рукотворным системам.
К середине XIX столетия, в то время как большинство европейских городов уже получило в качестве одного из приятных бонусов прогресса водопроводную систему, в Российской империи лишь начинали подниматься вопрос удобства обеспечения городских жителей ресурсом первой необходимости.
В губернском Житомире в связи с низким уровнем водоснабжения да к тому же плохого качества, которая осуществлялась при помощи водовозов, и вызванные этим проблемы эпидемиологического характера, а так же высокой пожароопасностью городской застройки (92% составляли деревянные строения) гидромагистраль стала предметом обсуждения городских властей с подачи «Общества Тверских газо- и водопроводов» в 1865-ом, но дальше предварительного соглашения дело не пошло.
Второй раз вопрос городского водопровода возник на повестке дня через четыре года, когда австрийский инженер Фабиан Иоллес предоставил для рассмотрения свои расчеты его сооружения. По результатам изучения житомирский совет 1 февраля 1870 года вынес в целом положительное решение, а вот губернскою власть, которая поддержала эту идею, не устроили финансово-технические показатели проекта в сравнении с аналогичным киевским инженера Адама Егоровича Струве (1835 — 1898).
Бурное же развитие города в последней четверти XIX столетия лишь усугубило нерешенные проблемы пожаров и водоснабжения, к решению их вновь вернулись не без давления общества десятилетие спустя, когда с планом обустройства сети в администрацию обратилась команда инженеров в составе В.А. Черепова, Ф.И. Доната и И.М. Сырокомского.
Их предложение исходя из загрязненности Каменки, на берегу которой находились несколько промышленных предприятий и кладбище, заключалось в закачке воды по уже широко применяемой в Америке системе Галли из Тетерева выше по течению по магистральному трубопроводу с помощью спецтехники, что на ряду с удлинением водопроводной системы избавляло от необходимости строительства водонапорной башни и резервуаров при снабжении горожан высококачественной живительной влагой.
Проект, первоначально снискавший положительные отклики и не только (разрешение на нивелирование местности, определение сроков концессии в пятьдесят лет, договоренность с Турчинецким литейно-механическим заводом на изготовление чугунных труб нагрузкой в 12ат) у местных властей, в вижу грандиозности своих масштабов, которые предусматривали сооружение магистрального водопровода с распределительными колонками, пожарными кранами по Чудновской улице до центра, бань и купален на Еврейском бульваре, сети магазинов по Вильской, фонтана возле часовни с мощением всех выше перечисленных улиц, так и не был реализован. Окончательно крест на проекте Черепова-Сирокомского был поставлен 12 октября 1889 года.
И хотя в виду пожароопасности постепенно доля каменных домов в доле городской застройки увеличивалась, достигнув 22% в 1887 году, угроза уничтожения домостроений со всем содержимым или целых кварталов огнедышащим пламенем оставалась довольно высокой, что вынудило-таки в 1891 году житомирский совет создать «водопроводную комиссию», для рассмотрения которой представлялось большое количество планов обеспечения города живительной влагой, пока в 1893 году на ее стол не легла проектно-расчетная документация от киевского технического бюро «Сотрудник» стоимостью в двести тысяч рублей.
На заседании совета 27-28 апреля 1894 года проект системы с водораспределительными и пожарными кранами на левом берегу Тетерева был утвержден. Надзор же за его реализацией был возложен все на ту же комиссию при горсовете, а средства предполагалось получить от реализации выпущенных в Риге билетов «водопроводного займа». Для реализации работ была выбрана варшавская строительная фирма Петра Станиславовича Држевецкого, которая предложила не только оптимальную смету, но и рассчитанные на перспективу условия возведения гидротехнических сооружений.
Закладка первого объекта — насосной станции на берегу Тетерева — состоялось в августе 1895 года, а полтора года спустя (30 января 1897-го) с Држевецким был заключен официальный договор подряда. Первую часть объектов (насосная станция, водопровод длинной 2,34м) комиссия приняла уже через год, 12 мая — водораспределительные будки, а 11 января следующего года был сдан в эксплуатацию последний объект — водонапорная башня, ознаменовавшая день рождения источника живительной влаги Житомира мощностью пятьсот кубометров в сутки.
Благодаря подачи воды под постоянным давлением водонапорная башня служила так же амортизатором между насосной и конечным потребителем, что при пожарах позволяло обеспечить в конкретном месте сети необходимое давление (на пожарном наблюдательном пункте на ее вершине включался сильный прожектор, что служило сигналом жителям города к запрету использования системы по причине пожара).
С началом Первой мировой работы по расширению гидротехнической системы не проводились. О водопроводе вспомнили лишь с окончанием гражданской войны в 1924-ом, тогда-то и была начата его реконструкция (паровые насосы заменены центробежными, в шесть с половиной раз удлинена магистраль, возведены новые гребля и очистная станция, сооружена паротурбинная электростанция), продолжавшиеся вплоть до начала нового витка континентального противостояния.
Во время Второй мировой водонапорная башня Житомира использовалась как наблюдательный пункт противовоздушной обороны. По итогам же войны городская гидросистема значительно пострадала, а вот сама башня уцелела, что стало причиной восстановления водопровода в прежнем виде.
Лишь в конце пятидесятых ХХ столетия устаревшую систему было решено поменять на современную, в результате чего в 1965-ом колосс на Пушкинской перешел из категории действующих технических сооружений в отреставрированную по проекту Андрея пасечника башню-кафе, чтобы в 1988-ом вернуться в ведение водопроводного хозяйства города, а спустя восемь лет перешйти в категорию памятников архитектуры, в качестве которого и ныне приветствует гостей города.
Архитектура
Водонапорная башня Житомира — великан высотой в 31м, сооруженный по проекту Арнольда Еншема и Мечислава Либровича представляет собой кирпичное вытянутое восьмиугольное здание с четырьмя угловыми и четырьмя промежуточными контрфорсами и одноэтажными кирпичными пристройками в восточной и южной части.
Благодаря искусно выполненной фигурной кладке вытянутых оконных арок и кронштейнового пояса, на который опирается мансардный ярус, гигант с надстройкой-башенкой на вершине (ранее дополняла смотровая площадка для наблюдения за пожарами) не выгладит неуместным среди городской застройки гидротехническим сооружением, а дополняет окружающий ландшафт своим средневековым шармом..
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, ул. Пушкинская, 24.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок — Броды — Ровно — Борисполь — Полтава — Харьков — Славянск — Луганск) или М21 (Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка — Могилев-Подольский). В Житомире по улицам Большая Бердичевская – Старый бульвар — Пушкинская до водонапорной башни.
Городским транспортом, следующим вдоль Большой Бердичевской до остановки “Старый бульвар”, по которому – один квартал до пересечения с ул. Пушкинской, а затем — два квартала на запад до символа старого Житомира.