История
Блестящий администратор, предприимчивый делец, удачливый финансист… эпитетов ему не счесть, а лучшим памятником служит всемирно известная башня в сердце древнего Львова. Он грек с острова Крит, который в силу политических причин променял хлебную должность начальника таможни и боярский титул Молдавии ради прелестей столицы Галичины. Имя Константина Корнякта (1517 – 1603) знает здесь каждый.
Смена подданства на польское не только не снизило положение предприимчивого грека на социальной лестнице, но и вознесло к ее вершинам – благодаря знанию восточных языков, цепкому уму, политической эрудиции и счастливой звезде он в скором времени превратился в личного секретаря Сигизмунда II Августа (1520 — 1572), что принесло с собой огромную власть, высокие доходы и родовое дворянство в 1571 году.
Столь значительная в жизни Речи Посполитой личность требовала достойного обрамления в качестве официальной резиденции во Львове — в 1573 году у местного мещанина Мельхиора Газа был приобретен дом в готическом стиле на Рыночной площади и соседствующий с тыльной стороны, а так же у городских властей выхлопотано разрешение на возведение каменицы в шесть окон по фасаду (официально для создания равных условий для торговцев разрешалось лишь три).
Заказ на возведение дворца Корнякт отдал известному львовскому архитектору Пьетро Барбони ( – 1588) (хотя бытует мнение, что к разработке проекта приложили руку П. Римлянин и П. Бебер). За воплощением плана, который использовал уже существующие конструкции, в жизнь следил лично его автор, так что в 1580-ом роскошная резиденция с уютным Итальянским двориком озарила мир своей изящной красотой.
Не смотря на свое привилегированное положение, дворянство и брак с шляхтянкой Анной Дзедушицкой ( – 1616), своей коммерческой деятельности Константин не оставил, используя два нижних этажа каменицы в качестве залов винарни, о чем красноречиво свидетельствовала еловая ветвь над входом в дом, а сохранившиеся от первоначальной постройки подвалы — для хранения дорогих вин, которые поднимались наверх лифтом.
Через два десятилетия после смерти Константина Корнякта его дворец на Рыночной площади Львова был великодушно подарен ордену босых кармелитов, которым, однако, содержание его обходилось слишком дорого, в следствии чего был уступлен в 1642 году магнату Якубу Собескому (1588 — 1646) и значительно им реконструирован (изменен внешний декор фасада, появился аттиковый рыцарский пояс).
Так каменица перешла во владение рода Cобеских, благодаря чему со вступлением на польский престол сына Якуба Яна III (1629 — 1696) получила имя Королевской и честь принимать официальные делегации (в 1686 году в ее стенах был подписан вечный мир между речью Посполитой и империей двуглавого орла), хотя нижние ее помещения использовались как городская карьергардия.
На протяжении двух столетий бывший дворец Корнякта несколько раз переходил из рук в руки: Ржевуйские (1723), Ходкевичи (1804), Понинские (1816), Любомирские (1910), и каждый новый его хозяин считал своим долгом устроить очередную грандиозную реконструкцию, в следствии чего его внешний облик и внутренние интерьеры претерпели значительных изменений: исчез доходивший до середины тротуара колонный портал центрального входа, Тронный зал из круглого стал прямоугольным, была изменена в стиле ампир лестничная клетка, рустован фасад, появился балкон, королевские покои богато отделаны мрамором и лепниной, снесена часть внутренних галерей…
Последний частный владелец уникальной каменицы на Рыночной №6 князь Здислав Любомирский (1865 — 1943) в 1908 году перепродал дворец львовскому магистрату с целью обустройства музея. И хотя хранитель древности под именем «Народного музеума Яна III» с отделами портретной живописи, памятников старины и украинского народного творчества распахнул свои двери перед широкой публикой уже 12 сентября того же года в честь празднования 225-ой годовщины разгрома турок под Веной, его расчистка и реставрация продолжались вплоть до 1930-го.
У новой польской республики в распоряжении было не так уж и много средств на достойное содержание гордости старого Львова (годовой бюджет пять тысяч злотых), так что работало учреждение лишь трижды в неделю по четыре часа, а штат его состоял из трех человек: директора, смотрителя и сторожа. О значительном расширении и обогащении коллекции в межвоенный период ХХ столетия речи не шло, дело держалось только на частных пожертвованиях.
Пришедшая на гусеницах танков вместе с началом Второй мировой советская власть 23 мая 1940 года организовала на базе музея им. Собеского Львовский исторический, но боевые действия не только на четыре долгих года похоронили это благородное начинание, но и лишили хранителя истории значительной части его ценностей. Крупнейшей не только в материальном, но и в культурном плане потерей было исчезновение семикилограммового Михайловского золотого клада.
Сразу же по окончании боевых действий на землях Галичины (27 июля 1944 года) работа Львовского исторического музея была возобновлена, чтобы по крупицам собирать амфору прошлого сведениями, событиями, документами, воспоминаниями, легендами, раритетами и достойно продолжить свою миссию на заре третьего тысячелетия под флагом независимой Украины, не смотря на все политико-экономические катаклизмы.
Архитектура
Дворец Корнякта расположенный в самой престижной во времена позднего средневековья восточной линии застройки площади Рынок Львова представляет собой п-образное в плане каменное трехэтажное здание с обширным внутренним двором, растянувшееся во всю ширину квартала и фасадными частями образующими сплошную лицевую линию застройки с тем лишь отличием от соседей, что его центральный фасад занимает шесть окон по фасаду, а выходящий ныне на ул. Ивана Федорова — четыре.
Кажущуюся простоту оформления его центрального фасада, характерными чертами которой являются рустовка плоскости стен, треугольные портики верхних ярусов, балкон на кронштейнах, колонный портал центрального входа коринфского ордера с маскаронами и гирляндами резко оттеняет аттиковый ярус с кариатидами и атлантами, архитрав и фриз с консолями, а так же каменные фигурки рыцарей на его вершине. Доминантой же фасада со стороны ул. И. Федорова при небольших акцентах оконных наличников служит портал входа с четырьмя полуколоннами дорического ордера, поддерживающих массивные барочные завитки с гербом в центре.
Из внутреннего убранства каменицы по Рыночной 6 стоит отметить изящество стенной и потолочной лепнины верхних ярусов, готический зал, старинные зеркала, паркет художественной работы и мраморные камины.
Особое место в убранстве дворца занимает прямоугольный Итальянский дворик (20м х 7м), окруженный с трех сторон открытыми арочными галереями с колоннами дорического ордера и изящными балюстрадами на трех уровнях во всю высоту здания.
Экспозиция
Занимающая второе после Киевской место в стране по объему экспозиции и количеству экспонатов львовская коллекция Исторического ныне насчитывает около 330 тысяч экземпляров предметов живописи и археологических находок, рукописных книг и предметов быта, документов и нумизматических раритетов, фотографии и марок, живописно повествующие захватывающую историю Галичской земли.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пл. Рынок, 6.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до окружной. По городу вдоль главной (Стрыйская — Шота Руставели — Зеленая —Студенческая — Левицкого — пл. Соборная — Галицкая) до пешеходного исторического центра Львова с дворцом Корнякта в центральной части восточной линии Рыночной площади.
Общественным транспортом до Львова, а затем в центр старого города до Рыночной площади, где в каменице под №6 расположен Исторический музей.