История
В Средние века представители одной национальной группы крупных городов старались селится рядом находя силу в общности культурно-духовных ценностей, которая выделяла их среди прочего населения. Материальным же символом их могущества были, как правило, административно-религиозные здания, находящиеся на содержании общины. Не был исключением и Львов, где были кварталы армянский, татарский, еврейский, русский (украинский)…
Последний располагался в непосредственной близости от центральной площади города вдоль граничащей с ней одноименной улицы Русской. Для доказательства же состоятельности своей диаспоры русины выбрали башню-колокольню будущей Успенской церкви:, строительство которой было начато в 1572 году на средства купца Константина Корнякта (1517 — 1603). Главным архитектором будущей твердыни был выбран один из прославленейших львовских зодчих Петр Барбон ( – 1588), которому оказывал помощь Павел Римлянин ( – 1618).
Сложность проекта состояла в том, что башня позднее названная по имени своего мецената, должна была выполнять сразу несколько функций: презентационную, оборонную, религиозную и пожарной безопасности, поэтому для полного соответствия предполагаемым функциям ее сооружение растянулось на шесть лет. В итоге же Львов пополнил свою архитектурную сокровищницу еще одной жемчужиной — трехъярусной колокольней с хорошим «голосом» под ступенчатым шатровым завершением.
Ровно столетие спустя после начала строительства во время польско-турецкой войны 1672 года башня Корнякта значительно пострадала вследствие пожара, что послужило первопричиной ее значительной реконструкции, повлекшей за собой надстройку еще одного уровня и видоизменение завершения под руководством придворного архитектора короля Яна III Собеского Петра Бебера ( – 1711) двадцать три года спустя (1695 год).
Пожар вновь испепелил колокольню Успенского храма с вековым интервалом (в 1779 году), но на этот раз твердыню, игравшую важную роль в городской жизни, отстроили в прежнем виде всего лишь через год с той лишь разницей, что место старого колокола времен сооружения занял новый – «Кирилл».
Исход же XIX века принес башне Корнякта новое преображение, завершившее формирование ее нынешнего облика — здание в 1895 году получило видоизмененное завершение в виде маковки на высоком барабане.
Доминирующее над местностью положение храмовой колокольни русского квартала в тяжелы дни мировых войн ХХ столетия стало причиной значительного повреждения ее здания, но шедевр архитектуры европейского значения восстанавливался в кратчайшие сроки при любом подданстве как неотъемлемая часть уникального облика средневекового Львова.
В преддверии четырехсотлетия со дня закладки первого камня в основание колокольни была проведена капитальная реконструкция всего Успенского комплекса, а спустя семнадцать лет (в 1989 году) «Кирилл» вновь огласил своим зычным голосом древнее сердце Галичины, когда в храмовых стенах возобновились службы Украинской православной церкви.
Архитектура
Расположенная в двух кварталах восточнее центральной Рыночной площади Львова четырехъярусная башня Корнякта является неотъемлемой частью комплекса Успенской церкви. Ее высокий увенчанный православным крестом шпиль возвышается над городом на шестьдесят шесть метров, а квадратный периметр (сторона — двенадцать метров в основании) уменьшает объем с каждым последующим ярусом (ширина уменьшается до восьми метров, а высота — до пяти).
Глухое пространство стен лишь изредка украшенное окнами-амбразурами выполнено в красно-белой гамме с акцентами в виде пилястр тосканского ордера глухих арочных проемов венчающим замковым камнем и мощных межъярусных карнизов сложного профиля.
Более поздний по времени исполнения верхний ярус с луковичным завершением на высоком барабане выполнен в барочном стиле, удачно подчеркнутом четырьмя пирамидальными обелисками по углам, оттенен кованным парапетом ограждения и картушем на каждой стороне.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Подвальная, 9.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). По городу следовать: ул. Богдана Хмельницкого – ул. Липинского – пр. Вячеслава Чорновола — пр. Свободы – ул. Братьев Рогатинцев — ул. Подвальная, которая выходит к колокольне Успенского храма.
Общественным транспортом до Львова, а затем – в центр города до пр. Свободы (ориентир пл. Рынок), а далее вдоль ул. Беринды, Кафедральной площади, ул. Русской до башни Корнякта.