История
История Украины и детей Израилевых тесно переплелись еще в те далекие времена, когда государственность на этой земле лишь зарождалась. На протяжении тысячелетия еврейская община являлась неотъемлемой частью городского сообщества, играя в его жизни значительную роль, так как порой численность диаспоры значительно превосходила количество коренных хозяйств.
И хотя до сих пор достоверно неизвестно когда в город над Вилией ступила нога первого иудея, но согласно обрывочным документальным свидетельствам они мирно шли рука об руку уже с первым официальным князем Острожским — Данилом Васильковичем ( – 1386), что косвенно подтверждает окончание строительства Большой синагоги в центре расположенного в восточной части городской застройки еврейского квартала в 1400-ом.
И хотя практически два столетия храм не встречается на страницах летописей, в 1603-ем при разделе отцовского наследия между Александром (1570 – 1603) и Иваном (Янушем) (1554 – 1620) Васильевичами Острожскими, он выступает уже в качестве крупного еврейского центра со своей школой раввинов и хедером.
Однако своим зенитом славы Большая синагога на холме над Вилией обязана своему главному раввину, параллельно занимавшему должность ректора местной школы толкователей Торы и Талмуда, Самуилу Эдельсу (Махарша) (1555 — 1631), который не только открыл при ней в 1608 году типографию, но и за свой счет двумя годами позднее капитально отремонтировал древнюю святыню, дополнив ее облик женским отделением с северной стороны.
Потом будут боевые действия украино-польской войны под предводительством Богдана Хмельницкого 1648 — 1657 годов, которые обернуться для Острога и его храмов разрушениями и потоками слез. Последствия тех страшных лет еще пол-столетия будут красноречиво напоминать о себе шрамами на стенах домов и пепелищами на месте светочей просвещения.
В 1726 году острожская община детей Израилевых вновь взялась за преображение центра своей общественно-религиозной жизни, чтобы восстановить его былую славу: кровля здания была перекрыта листовым железом, отреставрированы внутренние интерьеры, облицован керамической плиткой пол, приобретены новые предметы культа.
Новая война с Московией оставила новые отметины на стенах главной синагоги Острога, когда в 1792 году российские войска во главе с Михаилом Каховским (1734 — 1800), приняв ее за цитадель, несколько дней вели ее прицельный обстрел (еще столетие одно из застрявших в стене ядер красноречиво о том свидетельствовало), породив новую легенду о чудесном спасении горожан еврейской национальности.
И хотя Речь Посполитая в той войне не победила, а Волынь была аннексирована империей двуглавого орла, иудейская община Острога продолжала благополучно существовать при новых порядках, правда лишившись за печать повстанческой литературы своей типографии в 1832-ом.
За время российского владычества в отличии от гонений на католицизм, жемчужина сакральной иудейской архитектуры стала лишь краше, приобретя архитектурные изюминки в виде изящного балкона на западном фасаде (конец XIX столетия), изящного руста стенной глади, нового аттика северной части и интерьерных росписей (1912).
Смена подданства на польское по итогам Первой мировой войны практически мало что изменила, зато кровавый террор советов и развязанная ими Вторая мировая изменили все: еврейская община Острога как и большинства украинских городов практически перестала существовать, а ее храм был отдан на поругание беспощадной руке разрушения сначала в виде боевых действий (в 1941-ом уничтожены контрфорсы, бойницы, повреждены аттик и балкон), а потом бездарным хозяйственникам, приспособившим ее под склад с сохранением лишь основного объема молельного зала (остальное за ненадобностью попросту было разобрано) да и то с разбивкой на три этажа.
И хотя в 1985-ом были составлены проект и план реконструкции Большой синагоги Острога, а в 2002 году – убраны межъярусные перекрытия, долгие годы она так и оставалась всеми позабытой на растерзание безжалостного Хроноса.
Безрадостные перспективы на будущее с постепенным умиранием на задворках истории были вмиг сметены решительной рукой члена координационного совета Ассоциации еврейских организаций и общин Украины Григория Аршинова, который на свои средства в 2016 году начал реставрацию уникального храмового памятника архитектуры, который начал свой долгий путь к возрождению.
Архитектура
Ренессанс и барокко в военном обмундировании (стены храма достигают толщины 2,5м) под сакральной личиной как визитная карточка некогда одной из крупнейших еврейских общин Западной Украины. Ныне от нее остался лишь основной кирпичный ранее оштукатуренный и рустованный квадратный в плане объем молитвенного зала, опирающийся на четыре восьмигранных столба из тесанного камня.
Об оборонном прошлом еврейской святыни сейчас, помимо толщины стен, напоминают разве что амбразуры северной (два яруса) и восточной (один ярус) стен (замурованные с внешней стороны), и заставляют усомнится девять высоких оконных проемов, которые украшают фасады здания с трех сторон.
Прежняя богатая внешняя архитектурная отделка храма практически полностью утрачена, зато внутри пилястры и колонны еще хранят свое лепное декоровое оформление композитными капителями с квадратными карнизами там, где паруса поддерживают уникальный кирпичной кладки свод, да высоко на пересечении арок притаились маленькие гирьки.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ровненская обл., г. Острог, ул. Чайковского, 1.
Ссылки
- Легенды. Божье чудо для иудейской общины
- Исторические факты. Украинская боль еврейского Острога
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р26 (Острог — Радивилов) или Р05 (Городище — Ровно — Острог — Шепетовка — Староконстантинов), которая по городу проходит в том числе по ул. Восточной. Затем повернуть на ул. Школьную, на пересечении которой с ул. Чайковского расположена Большая синагога.
Общественным транспортом до сквера «Памяти воинов-афганцев» / «Мебельной фабрики», а затем по ул. Восточной / ул. Школьной до иудейского храма Острога.