Дворец в Пархомовке

История

Дворец Подгоричани в Пархомовке Дворец в Пархомовке

Когда именно в десяти верстах от Краснокутска в густых чащах слобожанских лесов впервые появилось поселение и кем оно было образовано — о том история молчит, но на момент продажи в 1699 году Матвеем Манковским хутора в долине реки Котелевки полковнику и стольнику Ахтырского слободского казачьего полка Ивану Ивановичу Перекрестову при нем уже имелись и гребля, и пахотное поле, и сенные покосы, и крестьян несколько сотен, что свидетельствует о довольно благополучном его состоянии.

За какие такие грехи спустя пять лет полковник был лишен московским царем Петром I (1672 – 1725) своего высокого звания и всех богатых имений до конца неясно, может то был финал борьбы за ахтырское полковничество с Романом Герасимовичем Кондратьевым, или все же многочисленные жалобы на самоуправство, мздоимство и непомерные поборы ахтырских полчан дошли до правящей верхушки государства, но 8 марта 1704 года Пархомовка официально стала собственностью царской казны.

Скульптура пархомовского парка Скульптура парка в Пархомовке

Заслуги перед российской императрицей Екатериной II (1729 — 1796) – боевые в Семилетней войне при взятии Берлина и политические в борьбе с прусским предательством Готтлоба Тотлебена (1715 — 1773) – преподнесли в качестве благодарственного дара село на Котелевке генерал-поручику графу Ивану Михайловичу Подгоричани ( – 1779).

Именно семье выходцев из Далмации обязан своим существованием небольшой изящный дворец в итальянском стиле, который был заложен в начале 1770-х, а оконченый уже после смерти хозяина его супругой Варварой Романовной (1733 — 1785). Последней же принадлежит инициатива по перестройке Покровского хрома после смерти супруга рядом с усадьбой в камне, да только венец своего творения графине Подгоричани не суждено было увидеть — его освятят лишь в 1808-ом.

За не имением прямых наследников после смерти супругов пархомовский дворец со всем имуществом, перешел племянникам Ивана Михайловича — Георгию и Ивану Петровичам Подгоричани, а по кончине последнего из них в 1812-ом – стал собственностью семьи Петровичей, царским указом приобщившей к своей фамилии часть Подгоричани, а так же графский титул.

Восточный фасад усадебного дворца Подгоричани в Пархомовке Восточный фасад дворца в Пархомовке

За первую половину XIX столетия живописная усадьба в долине реки еще дважды сменит своих хозяев, сначала уступленная дальнему родственнику Подгоричани — Ивану Вуковичу, а после его кончины завещанная племяннику Луке Петровичу Вучичевичу вместе с кирпичным, винокуренным, селитряным и пивоваренным заводом станет объектом торга с сахарозаводчиком Иваном Герасимовичем Харитоненко (1822-1891).

Огромные средства и деловая хватка нового хозяина (1872-ом Пархомовка официально стала частью Харитоненской империи) не заставили долго ждать модернизации и нововведений. С космической скоростью здесь появляется большой сахарный завод с конторским зданием, домом управляющего и общежитием для работников. Дворец же использовался в качестве временного пристанища самого Ивана Герасимовича, а позднее – его наследника Павела Ивановича (1853-1914) во время их частых деловых визитов.

Так по состоянию на начало ХХ столетия село с собственной величественной каменной Покровской церковью входило в разряд процветающих, что явственно доказывает увеличение его численности до трех с половиной тысяч человек, собственная пятиклассная школа, сахарный и кирпичный заводы, почтовая станция, больница, постоялый двор.

Парк Подгоричани в Пархомовке Пархомовский парк

Первая мировая и вооруженный переворот 1917-го поставили крест на радужных перспективах Пархомовки, на долгие десятилетия погрузив ее в серость советской действительности, когда фактическое отсутствие хозяина (семья Харитоненко эмигрировала за границу) ощутимо ударило по уровню жизни ее обитателей, а боевые действия отрезали путь к привычному источнику доходов.

Впереди будут большевицкий отъем имущества под модными агитационными лозунгами реквизиции и коллективизации (дворец перешел в ведение администрации сахарного завода) и существование в нищенских условиях при советах, которые еще больше усугубят положение села развязав наравне с фашистской Германией Вторую мировую войну подписанием 24 августа 1939 года пакта Риббентропа-Молотова.

А в послевоенные годы усадьбе несказанно повезло, когда в местную школу в 1945-ом на работу приехал историк-энтузиаст Афанасий Федорович Лунев (1919 – 2004), который организовал кружок «Юный историк», занимавшийся сбором всевозможных предметов старины по всей округе, а когда к начинанию подключились и взрослые, был организован историко-искусствоведческий клуб «Радуга». Собранные раритеты (каменный топор, кольчуга, наконечники, мечи и картины из личной коллекции учителя истории) легли в основу будущей экспозиции самого знаменитого украинского сельского художественного музея, который официально открылся 1 сентября 1955 года в одном из школьных классов.

Центральный фасад пархомовского дворца Харитоненко Центральный фасад дворца Харитоненко

Сам основатель не покладая рук по крупицам пополнял закрома своего детища новыми произведениями искусства приобретенными на блошиных рынках, а так же отважился на рисковый шаг, обратившись ко всем известным художникам и музеям страны от Харьковского краеведческого до Третьяковской галереи с просьбой о помощи экспонатами. Дело пошло так хорошо, что в 1968-ом обновленная масштабная экспозиция праздновала новоселье в залах первого этажа дворца Подгоричани, милостиво предоставленных сахарным заводом (в остальных помещениях располагалась его контора).

Год от года музейная коллекция в Пархомовки достигла невиданного размаха и стала способная соперничать со многими городскими краеведческими экспозициями. На ее высоком международном статусе мало отразились бури конца ХХ — начала XXI столетий, когда в результате украинской независимости сахарный завод, на балансе которого находился и находится дворец, перешел в частные руки (1990-е), позднее объявив банкротство (2004), ибо новый собственник так же с огромным пиететом отнесся к достижениям общественного начинания, отремонтировав дворец за собственные средства. Так что любовно собранная Луневым коллекция по-прежнему находится в заботливых руках энтузиастов, хоть и с официальным статусом филиала Харьковского художественного музея (с 1986 года).

Архитектура

Лестница пархомовского парка Подгоричани Лестница парка Подгоричани

Выстроенный в стиле итальянского минимализма дворец в Пархомовке представляет собой асимметричное двухэтажное здание (г-подобный периметр) с ризалитом центрального входа и флигелем южного крыла. Его выдержаны строгие классические черты с намеком на мавританский стиль несколько оттенены парными слуховыми окнами чердачного двускатной крыши.

Из архитектурных элементов, наделяющих здание уникальным запоминающимся обликом при простоте прямоугольных оконных ниш основного объема стоит отметить лопатки, акцентирующие внимание на центральной части и боковых элементах конструкции, лепной орнамент наличников с бровками, повторяющий контуры стрельчатых (стрельчатых зубчатых на втором этаже главного фасада) арок окон со шропсами ризалита, центра и правого крыла на втором этаже, а так же полукруглые арки с щипцами первого.

Музей

Пархомовский историко-художественный музей им. А.Ф. Лунева Пархомовский историко-художественный музей

Экспозиция того, что было рождено как школьный музей по нынешним меркам является практически чудом, ведь в шестнадцати залах, разбитых по тематическим группам исторических эпох краеведения, религии, иконописи, живописи, декоративно-прикладного искусства собрана коллекция из семи тысяч ценнейших экспонатов, но главная страсть и любовь А.Ф. Лунева — живопись — конечно же является ее жемчужиной.

Художественные шедевры Тараса Шевченко, Антониса ван Дейка, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Фердинанда Боля, Пабло Пикассо, Джованни Баттиста Пиранези, Поля Сезанна, Франца фон Ленбаха, Хосе Мануэля Гомиса, Николая Рериха, Михаила Врубеля, Казимира Малевича, Константина Крижицкого, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Александра Головина, Александра Бенуа как достояние мировой сокровищницы искусства стали немеркнущим светочем, на пламя которого ежегодно слетаются почитатели мастеров кисти со всех уголков земного шара.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Харьковская обл., с. Пархомовка, ул. Конторская, 1.

Тел.: (057) 569-53-69, 569-53-99.

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону) или Р46 (Харьков — Ахтырка) / Р45 (Сумы – Богодухов). Далее Т2106 (Старый Мерчик – Краснокутск) / Т1702 (Губаревка — Козиевка — Краснокутск – Колонтаев) до Краснокутска, откуда в западном направлении до Пархомовки, где по главной (после большого ставка первый поворот направо) до бывшей усадьбы Подгоричани.

Общественным транспортом из Харькова (автовокзал №2) до центра Краснокутска, а затем попутным до центра Пархомовки. Дворец расположен в двух кварталах севернее рядом с сахарным заводом.

Виктория Шовчко