Ограниченность и спорность документальных сведений всегда порождает на свет легенды и теории одна другой причудливее, в основе которых лежит зачастую один единственный факт. Они быстро находят себе сторонников и их оппонентов, не смотря на то, что истина лежит где-то совсем в другом месте.
Романтичные Поющие террасы, окутанные мраком тайны своего происхождения. Их уникальная акустика зачаровывала именитых исполнителей, которых богатому магнату-сахарозаводчику Павлу Харитоненко с тонкой душевной организацией удавалось завлечь посулами иль созерцанием чуда в глубинку слобожанской земли. Говорят, в числе тех, кто познал всю могучую силу рукотворного чуда испытал на себе, был сам Федор Шаляпин.
Отсутствие сведений о цели создания и времени основания делает уникальную архитектурную жемчужину излюбленным объектом для поклонников догадки и желающих бродить по лабиринтам истории. Некоторых из них предположения завели… в древний Египет (10 — 8 тыс. до н.э.) – по теоретическим расчетам исследователей Поющие террасы лежат на прямой, пролегающей через Анкару на Каир, некогда служивший точкой отсчета всех путей, что дает им основание предполагать связь между знаменитыми египетскими пирамидами и акустикой слобожанского сооружения. Вот только вопрос о строителях этой уникальной системы не снят с повестки дня, да и ответ на него так же варьируется от высокоразвитых внеземных цивилизаций до сверхлюдей.
Более реалистичной, если относить городненское чудо к древним (насчитывающим более тысячелетия на своем веку) объектам, выглядит теория об использовании естественного ландшафта служителями культа одного из племен для сооружения места свершения религиозных служений, что косвенно подтверждают нахождение чуть севернее большого скифского городища (I тыс. до н.э.), первый открытый дославянский могильник в харьковской области и остатки укрепленного поселения роменской культуры в самом селе (I тыс. н.э.).
Еще одно предположение построено на расположении Поющих террас между имениями семьи Каразиных (Основинцы и Кручик), которая снискала себе славу на ниве селекционного разведения и акклиматизации растений нехарактерных для данных широт (чего стоит оставленный ими потомкам Краснокутский дендропарк). Согласно этой теории сооружение было возведено на освещаемом солнечными лучами склоне защищенной от ветров балки где-то в середине XIX столетия с целью смягчения прихотей местного климата для экзотов, а звуковой эффект стал дополнительным положительным сюрпризом.
Официальная же история трактует цель появление сооружения так же — террасный сад для теплолюбивых растений, но имя создателя называет другое, приписывая славу создания построившему Натальевскую усадьбу последнему частному хозяину села Павлу Ивановичу Харитоненко, а открытие уникального аккустического эффекта — его дочери Наталье, которая запела во время своего променада вдоль зеленого каскада, что отодвигает время строительства еще на столетие (начало ХХ века).
Интригу всем этим версиям добавляют обнаруженные с помощью георадара разветвленная структура подземных ходов и камер, две независимые сети металлических конструкций залегающих на глубине четыре и один метр, два слоя подпорных стен (внутренний из известняка на яичном растворе) и удаленный аудиофокус на вершине противоположного склона балки, где ранее находилась терраса дворца. Так что пока все эти факты не объединила стройная логическая цепь, подкрепленная документами, все эти теории имеют право на существование.