История
Столетие за столетием природа своей бережной рукой постепенно превращала слобожанские просторы в лесное царство, которое все больше и больше продвигалось на юг, наступая на владения Дикого Поля, чему немало способствовало приграничное положение этих земель на стыке интересов трех народов, фактически переводившее их в статус ничейных.
Такое положение сохранялось вплоть до второй половины XVII столетия, когда здесь на удобных для хозяйственной деятельности берегах Мерефы появились первые выходцы из Правобережной Украины, бежавшие от польского окатоличивания. В то же время для мягкой экспансии Московия создает Слобожанскую линию обороны, состоящую из целой сети построенных по принципу Сечи сотен. Эти земли переход с категорию награды-товара, а главными их хозяевами становятся представители казацкой старшины. Так у Гиевки появляется собственник — первый официальный полковник Харьковского слободского полка Григорий Ерофеич Донец ( – 1693).
Под его хозяйской рукой земли на правом берегу реки превращаются в сельхозугодья, в то время как левый — более высокий — так и оставался покрыт девственной дубравой. Она-то и станет основой ландшафтного парка два столетия спустя, когда имение вместе со всеми крестьянам будет продано 9 апреля 1802 года потомками Донец-Захаржевского майору Черниговского полка Ионе Николаевичу Познанскому (1762 – 1833).
Он-то и станет родоначальником Гиевки в том виде, в котором она будет достойна царственных особ – с дворцовым комплексом, сетью служб, Николаевской церковью и огромным парком, каскадом спускающимся к живописному пруду. При этом большая часть имения под Люботином сохранила свой первозданный вид, чтобы на этих огромных просторах были проложены многочисленные дорожки с уютными смотровыми площадками.
Да только желание хозяев большей частью сохранить природный ландшафт обернулось против них самих, когда названному сыну и наследнику Познанского, Василию Григорьевичу Масловичу (1793 – 1841), пришлось потратить на окончание и содержание любимого детища своего благодетеля значительную часть оставленного состояния, по приблизительным оценкам оцененного в миллион царских рублей. Парк же в южной придворцовой зоне за это время приобрел регулярные черты, которые прослеживались в симметричных клумбах, прямых липовых аллеях, герметичных силуэтах кустов и деревьев, каскадом сбегающих к подножью зеркального пруда.
Парк и дворец Масловичей были столь хороши, что в 1875-ом рассматривались в качестве кандидатов для отдыха отпрыска царской фамилии — после осмотром генерал-лейтенантом Василием Васильевичем Витковским (1856 — 1924) усадьба на берегу Мерефы была признана «высокой и здоровой», что при наличии комфорта делало вероятним отдых здесь великого князя Николая Константиновича (1850 – 1918).
При всех достоинствах и безраздельной любви хозяев Гиевку спустя шесть лет Николаю Васильевичу Масловичу (1832 – ) с болью в сердце придется продать Харьковскому генерал-губернатору Дмитрию Ивановичу Святополк-Мирскому (1825 – 1899) ввиду невозможности содержания из-за нехватки средств (потом даже будет предпринята попытка обратного выкупа части земель).
Новый хозяин и его наследники всеми силами поддерживали парк в прежнем состоянии и старались привнести что-то новое, да только вооруженный переворот 1917-го навсегда изменил судьбу гиевской зеленой жемчужины — часть ее территории, прилегавшая к дворцовому комплексу, была приписана к новооткрытому в этих стенах первому в районе интернату, а вторую большую – оставили под парком.
Причем интернатская часть Гиевского парка сразу была приспособлена под садово-огородные нужды учебного заведения, так что от него осталась лишь подъездная и одна липовая аллеи (частично), а парк постепенно утратил свой уникальный ландшафтный дизайн, чему немало поспособствовали Вторая мировая война и равнодушие советской власти, грубая душа которой мало заботилась о сохранении нематериальных ценностей.
Не изменило это положение и присоединение села к Люботину в послевоенный период. Так что независимая Украина в 1991-ом получила в наследство лишь чудом уцелевшие пейзажные островки и группы парка, которые едва может разглядеть среди зарослей опытный глаз.
Архитектура
Некогда разбитая на основе природной дубравы площадью в двадцать шесть гектар большая часть (к северу от дворца) зеленая жемчужина Гиевки была распланирована по пейзажному принципу, в котором главными акцентами служили единичные объекты и композиции (отдельно стоящие деревья, живописные группы, поляны) обыгранные с помощью естественных и искусственных водных ресурсов, а так же особенностей рельефа. В то же время южная представляла собой партер в регулярном стиле спускавшийся к пруду. Главной осью симметрии последнего служили две параллельные липовые аллеи отходившие от боковых входов центрального фасада дворца и соединявшиеся под прямым углом с подъездной аллей, которая следовала через легкий деревянный мостик водной глади к храму.
На текущий момент основное сохранившееся богатство флоры парка составляют группы и единичные представители дубов, лип, каштанов, ясеней, тополей обыкновенных и серебристых, ив белых, кленов канадских и обычных, яблонь, акаций белых, софор японских, которые, плавно обтекая дворцовый комплекс, каскадом сбегают к подножью зеркальной глади Гиевского пруда на реке Мерефа.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Харьковская обл., г. Люботин (Гиевка).
Ссылки
- Исторические персоны. Взлеты и падения Василия Масловича
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (Харьков — Запорожье – Симферополь) – М03 (Киев — Харьков — Должанский) до Люботина. В городе по главной (ул. Полтавский Шлях — ул. Слобожанская) до ж-д вокзала, а далее по улицам Шевченко — Аркадия Гайдара до Гиевского парка.
Общественным транспортом из Харькова (ж-д, ДП «Холодная Гора») до ж-д вокзала Люботина, а затем городским до Гиевки, в центре которой расположен Старый парк.