История
Она появилась возле удобной переправы через Северский Донец вместе с первыми поселенцами, бежавшими от католической тирании Речи Посполитой с Правобережной Украины, когда гетман Ятцко Острянин ( – 1641) вместе с сотниками и рядовыми казаками-черкасами в 1638 году били челом московскому царю Михаилу Федоровичу (1596 — 1645) о выделении им земель древнего Чугуевского городища для службы и вечного поселения. Причем казаки своими силами и без поддержки казны обязывались поставить город и острог на пустовавшем долгие годы берегу чистой реки.
Не уважить такую просьбу московский правитель не мог, тем более что сам тринадцатью годами ранее обещал украинцам защитить их и их веру от польско-литовских гонений, да и государственному бюджету это ничего ни стоило кроме земель Дикого Поля. К тому же лояльные Московии укрепленные пункты помогли бы хоть отчасти закрепить притязания на эти практически ничейные земли в глазах своих оппонентов из числа крымских татар и федерации Любленской унии. Так что официальным годом строительством первого соборного храма в честь Преображения Господнего, в прочим как и Чугуева, считается 1638 год.
Построенный из дерева он простоял всего шесть лет и сгорел в марте 1644-ого. На строительство нового грамотой от 21 июня того же года московский царь прислал двадцать рублей с указание возведения с прежним приделом пророка Михаила Малеина (его небесного покровителя). Причем по описи тремя годами позднее это уже была срубленная из дубовых бревен святыня с иконами, книгами, ризами и колоколами дарованными царем.
Православная вера и сила духа поселенцев были столь сильны, что уже в 1647 — 1648 годах в украинском Чугуеве насчитывалось четыре церкви (Преображенская, две Николаевских и Рождества Богородицы), а по описи 1712-го к ним добавились еще Рождества Христова и Успения Богородицы. Но соборная почиталась как главная защитница, подтверждением чему был ежегодный обряд крестного хода всех без исключения городских жителей и духовенства вокруг крепостных валов в праздник Преполовения после литургии в ней.
Простояв в первозданном виде более полутора столетий, в 1801 году соборный храм Чугуева претерпел реконструкцию верхней части, когда при сохранении древних бревенчатых дубовых стен его единственный купол был возведен наново из сосновых досок крытых гонтой с железным позолоченным четвертьоконечным крестом.
А спустя два десятилетия (1824) во исполнение царского указа Преображенский собор был упразднен, сосуды и ризница его были отданы в штабную Рождественскую церковь, иконостас — Сороковскую Успенскую, а метрики оставлены на сохранение в местной Николаевской.
Через два года после упразднения деревянной святыни в центре города был заложен новый каменный чугуевский соборный трехпрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Андрея Первозванного и Александра Невского по проекту архитектора Василия петровича Стасова (1769 – 1848) приличествующий статусу военного поселения. 30 ноября 1834 года новое здание с колокольней при полном оснащении церковной утварью было освящено.
Изначально храм с колокольней соединяла величественная коллонада дорического ордера, которую во время перестройки 1872 года с целью увеличения внутреннего объема заменила теплая церковь. Кроме того он официально служил сокровищницей истории местного казачества — здесь хранились двадцать знамен жалованных в 1793 году чугуевским регулярным полкам и знамя приписанного к оным в 1845-ом Уфимского казачьего полка.
Красная большевицкая чума, захватившая власть в Украине на волне переворота 1917-го в атеистическом угаре до неузнаваемости изменила Покровский собор, когда здание и колокольня лишились своих завершений, а их верхние ярусы были разобраны (1920-е), произведена внутренняя перепланировка, уничтожившая уникальные росписи и мозаичные панно итальянского художника П. Розетти (1943 — 1945). Ведь за годы советского правления она побывала и складом, и общежитием для военнопленных, и картинной галереей «Лауреаты премии им. И.Е. Репина» (1989 — 2010).
Так что сгоревшее во время Второй мировой и лишь частично отреставрированное в 1972-ом храмовое здание вернулось к своим прежним хозяевам в довольно плачевном виде после передачи ее церкви 16 марта 2010 года. Однако вера, труд и помощь неравнодушных в скором времени вернули жемчужине былой блеск куполов и духовную силу смотреть в будущее с высоко поднятой головой.
Архитектура
Первоначально Покровский собор Чугуева представлял собой кубический кирпичный оштукатуренный объем в классическом стиле украшенный с тех сторон колонными портиками и соединенный шестнадцатиколонной крытой галерей с трехъярусной колокольней в восточной части. Однако после реконструкции 1872 года, когда галерею заменила теплая церковь и объем храма за счет этого увеличился практически вдвое, силуэт изменился и стал крестоподобным в плане с колокольней над притвором. После советов храм утратил колокольню и стал прямоугольным.
Из нынешних его архитектурных особенностей стоит отметить восстановленный центральный купол на высоком круглом в плане световом барабане с арочными окнами под полусферичным завершением, три четырехколонных портика дорического ордера по сторонам света (кроме запада), триглифы широкого фриза, треугольные фронтоны в обрамлении профилированного карниза, сандрик прямоугольных оконных проемов и декоративные кронштейны лобового карниза, которые придают зданию уникальный, строгий духовний облик.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Чугуев, ул. Каляева, 5.
Ссылки
- Легенды. Чудо в обмен на обеты
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Харьков — Должанский) до Чугуева. В городе по улице Калаева до соборной церкви (ориентир – центральная площадь).
Общественным транспортом из Харькова до вокзала Чугуева, а затем – два квартала на северо-восток до центральной городской площади, напротив которой расположен Покровский собор.