Памятник Шевченко в Харькове

История

Памятник Тарасу Шевченко в харьковском Городском саду Памятник Тарасу Шевченко в Харькове

Он был, есть и всегда будет гласом украинского сердца, который звучит сквозь столетия, не смотря на все тайные и явные запреты, тюрьмы, пытки, голодомор, войны, репрессии московитов против его носителей. Царская власть пыталась подавить его гонениями и солдатчиной, а ее последователи от советов под любезной маской приняли, исказив трактовку его творчества, но ни та не другая так и не смогли понять, что голос крови народа победить нельзя, и Шевченко – лишь его певец.

В дореволюционном Харькове впервые беломраморный бюст Кобзарю роботы петербургского скульптора Владимира Александровича Баклемишева (1861 – 1919) появился в 1898 году возле усадьбы Христины Даниловны Алчевской (1841 – 1920), став эпицентром сборов прогрессивной молодежи, но после разорения семьи и продажи особняка в 1901-ом был вывезен в фамильное имение, где памятный символ непокоренного духа хранился как оберег хранился три десятка лет до передачи Картинной галерее им. Т.Г. Шевченко.

Большевики после переворота 1917-го и вооруженного захвата власти на землях Восточной Украины так старались абстрагировать образ великого Кобзаря от украинской независимости и представить в качестве борца за свободу всех угнетенных, равенство и братство, что разрешили установку его памятников по всей Украине, рассчитывая подменой понятий и формулой «один народ» подавить непокорный народ, что в конечном итоге не удалось Романовым и иже с ними.

Скульптурные композиции "Катерина" и "Гайдамаки" памятника Шевченко в Харькове Скульптурные композиции "Катерина" и "Гайдамаки"

Временный гипсовый бюст украинского поэта заменил памятник царю-освободителюеще в 1919-ом, а в слобожанской научно-культурной столице десятилетие спустя был объявлен конкурс на сооружение полноценного памятника борцу, в котором приняли участи скульпторы и архитекторы как союза, так и из-за рубежа с проектами от абстрактных до возвышенно-духовных. В следующем 1930-ом, не смотря на отсутствие утвержденного предложения, место для будущей жемчужины уже было подготовлено на площади Тевелева (будущая Конституции).

Сложность выбора проекта памятника Тарасу Шевченко, где на одной чаше весов была борьба за свободу без национальной идентификации, а с другой — подчеркнуто унифицированный образ угнетенных, сделали выбор для комиссии столь сложным, что конкурс объявлялся еще дважды.

Мытарства с памятником продолжались вплоть до 1933 года, когда с некоторыми оговорками и изменениями к воплощению в жизнь был принят проект скульптора Матвея Генриховича Манизера (1891 — 1966) и архитектора Иосифа Гиршевича Лонгбарда (1882 — 1951), которые предложили не просто памятник Кобзарю, а целую скульптурную композицию, с акцентом на центральной фигуре.

Скульптурные композиции у подножия харьковского памятника Шевченко Скульптурные композиции у подножия Шевченко

За это время советская власть Харькова успела передумать с местом размещения монумента украинскому глашатаю свободы — его решено было установить при входе со стороны Сумской в бывший Университетский сад на месте, где за четверть века до того был установлен памятник основателю Харьковского университета Василию Назаровичу Каразину (1773 – 1842). Повторная торжественная закладка памятника Тарасу Григорьевичу состоялась в 1934-ом.

В том же году группа артистов театра «Березань» отправилась в северную столицу Московии, чтобы стать моделями для композиционной группы у ног Кобзаря в образе героев его творческого наследия, а через год (24 марта 1935-го) отлитый в том же городе на Неве заводом «Монументскульптура» памятник занял свое место в сердце Харькова, заодно подарив новое имя и городскому саду (с тех пор им. Шевченко), где он находится и сейчас.

Архитектура

Будущее воплощенное в скульптурах памятника Кобзарю в Харькове Будущее в скульптурах харьковского памятника Кобзарю

Монументальная группа , общая высота которой составляет около шестнадцати метров представляет собой центральную колонну в облачении гранитных плит, которую венчает величественная фигура Тараса Григорьевича с одетым на одно плече пальто как с подбитым крылом, но не сломленным упорством взгляда и воли лишь чуть опущенными от бремени всепонимания плечами.

Вокруг центральной фигуры на опорных столбах, высота которых увеличивается с севера на юг, расположены четыре скульптурные композиции, как воплощение пяти основополагающих и самых ярких персонажей Кобзаря. По левую руку центральной фигуры открывает ретроспективу молодой мамы с младенцем на руках как воплощение знаменитой Катерины из одноименной поэмы, за ней следует группа в три фигуры от умирающего до рвущего оковы из «Гайдамаков», потом – связанный казак, крестьянка и рекрут как воплощение тяжести бытия простого люда шевченковских времен.

Справа от величественной фигуры три фигуры (рабочий, студент, матрос), символизирующие восстание непокорного народного духа в стремлении к свободе и независимости от самодурной власти любых правителей под какими бы флагами они не выступали, а замыкает сюжет воплощение победы разума, воли и созидания под защитой воинской шинели — в поле, на заводе, за партой.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, Городской сад им. Шевченко.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С объездной по улице Сумской до Городского сада им. Шевченко.

Общественным транспортом до Харькова. В городе ориентиры – станция метро «Университет» / Майдан свободы / Городской сад, где расположен памятник Кобзарю.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе