История
Долгие столетия от момента основания города между речками Харьков и Лопань в первой половине XVII векам его сердце билось здесь — на главной ярмарочной площади, не раз за свою историю сменявшей имя. Разнообразные пестро-зазывные лавки торговцев, стук ремесленных мастерских, шум разновозрастной толпы с течением времени сменяли стационарные деревянные торговые строения, ведь площадь постепенно превращалась в деловой центр всего Слобожанского края.
Поэтому не удивительно, что в начале ХХ столетия самые солидные коммерческие учреждения стремились организовать для своих представительств место именно на центральной (уже Николаевской) площади Харькова. В числе желающих заполучить теплое место поближе к богу торговли был и один из крупнейших в империи Волжско-Камский банк.
С утвержденным в 1870-ом указом Александра II (1818 — 1881) уставом банк через шесть лет открыл свой филиал в Слобожанской столице, сначала арендовав площади в доме Петра Андреева по Рыбной №10 (между переулками Плетневского и Гамарника) вместе с отделением Российского музыкального товарищества, но значительный рост банка в начале ХХ столетия остро поставил вопрос о собственном здании.
Увеличение капитала позволил Волжско-Камскому претендовать на место в финансовом сердце Харькова, где рядом с ранее возведенными Земельным и Торговым банками по восточной линии застройки в 1907 году по проекту знаменитого архитектора Алексея Николаевича Бекетова (1862 — 1941), которым к тому времени воплощен в жизнь проект его ростовского отделения, было заложено трехэтажное с мансардной надстройкой здание.
Через год органично вписанное в застройку площади оно распахнет свои двери перед посетителями, чтобы в скором времени стать одним из крупнейших в империи, что однако не помешало Волжско-Камскому рухнуть вместе с царским режимом после октябрьского переворота 1917-го, на волне которого к власти в Московии пришли большевики, с оружием в руках захватившие и аннексировавшие Восточную Украину.
Красный террор поставил вне закона любую частную инициативу и превратил в государственную всю частную и коммерческую собственность, так что изысканное здание по Тевелева (первое советское название) №24 было приспособлено под нужды Всеукраинской конторы банка для внешней торговли.
Бурный водоворот первых коммунистических пятилеток породил и поглотил на свет немало государственных учреждений, пока страна искала свой путь, в числе последних была и вышеназванная контора, которая в конце 1920-х уступила свои площади в самом центре Харькова тресту «Углеразведка» и Первому акционерному обществу «Транспорт», которые тоже не долго задержались в этих стенах.
На смену исключительно производственно-коммерческой сущности в 1929 году приходит царство аморфных муз, когда бывшее здание Волжско-Камского банка становится родным домом для новообразованной Харьковской филармонии, конец существованию которой здесь положила развязанная красным союзом и фашистской Германией Вторая мировая война. Вернулось музыкальное заведение из эвакуации уже на Сумскую 10.
В опустевшем здании на центральной городской площади в послевоенном разрушенном Харькове нашел свое временное пристанище Укргидропроект.
В 1960-х здание пережило масштабную реконструкцию с перепланировкой внутренних помещений под руководством архитектора Б.Г. Клейна (1918 — 2009) и Е.А. Любомиловой, оформлением внутренних интерьеров и внешних фасадов занималась группа художников в составе: А.М. Щеглова, И.И. Мицкевичуте, В.И.Маяцкого, Ю.Б.Брезвина, которая была направлена на приведение в соответствие будущему кукольному театру.
23 августа 1968 года после долгих скитаний по разным малоприспособленным помещениям в обновленные просторные залы бывшего банка перебрался созданный еще в довоенном 1939-ом Харьковский театр кукол, который помимо уникальности собственного репертуара создал единственный тогда Музей театральных кукол, чем вписал свое имя в анналы украинского мира искусства. Он и сейчас радует и малышей, и взрослых своими забавно-фантастичными, а порой и очень реалистичными действами на сцене, где когда-то заключались сделки Волжско-Камского.
Архитектура
Построенное вдоль красной линии застройки восточной линии центральной городской площади здания по Конституции 24 имеет т-подобный неправильный (ось со стороны двора примыкает под углом) периметр, представляя собой трехэтажный с мансардой уникальный объект в стиле модерн, рукой талантливого архитектора удачно вписанный в неоклассический окружающий интерьер.
Акцентированная с помощью массивных раскрепованных пилястр, которые украшают горельефы корабельных носов с рулевыми в виде медвежьих маскаронов в обрамлении лавровых венков победителя, и пологой арки декорированного мозаичным панно фронтона центральная часть фасада вертикально расчленена пилястрами с объемным геометрическим завершением, а горизонтально — подоконными зеркалами и французским рустом. Причем в модерновых элементах сквозит украинская стилизация.
Боковые части с широкими арками входов подчеркнутых массивным французским рустом и воинственными мужскими маскаронами в качестве замкового камня, визуально на первый взгляд незаметны, что делает общий контур более возвышенным и монументальным. И лишь на второй, пристальный взгляд становятся заметны архитектурные акценты в виде изящного кружева лобового карниза, триглифов, портала центрального входа подчеркнутого карнизом на модульонах, которые вместе смягчают суровость общего силуэта и дополняют уникальность картины.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, пл. Конституции, 24.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С Харьковской объездной по Московскому проспекту — Армянскому переулку или Белгородскому шоссе — ул. Сумской или Полтавскому шляху до площади Конституции с бывшим зданием Волжско-Камского банка по восточной линии.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (метро / автобус) до остановки «Площадь Конституции» в центр города, где расположено здание Харьковского кукольного театра.