Храм Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове

История

Западный фасад храма Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове Западный фасад храма Успения Пресвятой Девы Марии

Иностранцы в Слобожанской столице появились дано — торговля, войны, служба… их имена встречаются в харьковских документах уже в начале XVIII столетия. Но тогда численность их была довольно ограниченна и жили они большей частью отдельными семьями, а основным занятием значились служба, ремесленничество, учительствование и гувернерство. Реальный вес в местном обществе они начали набирать лишь после открытия Харьковского университета в 1805-ом, когда по приглашению Василия Назаровича Казарина (1773 — 1842) в город на берегу Лопани начали стекаться профессора из разных уголков Европы.

Причем все более заметную роль на ряду с белорусами, евреями, караимами начинает играть римская католическая община, состоящая из немцев, французов и поляков (только преподавательский состав ВУЗа их насчитывал три десятка человек). В числе последних был и преподаватель музыки Иван Матвеевич Витковский (1777 — 1844), под крышей особняка которого по Московскому №11 нашел попервах приют неофициальный харьковский латинский храм (при отсутствии зарегистрированной общины, службы и обряды проводили заезжие священнослужители)

Восточный фасад харьковского католического собора Восточный фасад католического собора в Харькове

Потом в качестве временного пристанища будут Первая мужская гимназия и сам Харьковский университет, пока община постепенно не окрепла, для того чтобы ходатайствовать перед Могилевской римско-католической консисторией о назначении постоянного священнослужителя, и не накопила средств для покупки в 1830-ом земельного участка на углу Малосумской и Провиантского у четы Михаила Козьмина и Розалии Робуш вместе с вместительным особняком построенным в начале XIX столетия для надворного советника Августа Станиславовича Эли.

Год спустя по проекту военного инженера Верецинского для харьковского католического прихода было начато строительство двух зданий — одно в качестве храма, а второе — для настоятеля, роль которого от основания прихода принадлежала францисканскому монаху Гемилиону (Геметию) Чаплинскому. Новый костел Розария Пречистой Девы Марии был окончен и освящен в торжественной обстановке 1 октября 1832-го.

После кончины первого настоятеля община на год осталась без духовного наставника, пока 13 августа 1848 года с благословения апостольского администратора Могилевской митрополии Мартина Лаского (1799 — 1853) в слобожанскую столицу не был направлен иеромонах Полоцкого доминиканского монастыря отец Шгиманский.

Памятный крест во дворе харьковского католического собора Памятный крест харьковского католического собора

Именно по его инициативе, обусловленной значительным увеличением численности католиков различных национальностей Харькова, в 1850-ом была заложена плебания по проекту того же архитектора Верецинского, которая представлял собой кирпичное двухэтажное сооружение с каменными ступенями и оградой, соединявшей ее с храмом Розария Пречистой Девы Марии.

В качестве всенеприменного атрибута католического костела в 1862 году был приобретен дорогостоящий орган, играть на котором доверили местному учителю музыки Ивану Матвеевичу Домбровскому (1821 – ), который жил при приходе не один десяток лет.

Польское восстание 1863 года после подавления, в ходе которого смертной казнью было покарано большое количество его наиболее активных участников, породило цепную репрессивную реакцию со стороны царских властей: насильственное переселение поляков в глубь империи, ликвидация греко-католической церкви, ограничение деятельности католических общин, резкое сокращение количества костелов, закрытие римско-католических монастырей. Однако прессинг породил обратный эффект — резкий рост численности действующих приходов, в том числе и харьковского, так что ксендзу были назначены три викарных священника.

Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове Храм Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове

Помимо прочих социальных функций в 1876 году приход Розария Приснодевы Марии официально (по факту все время он давал кров некоторым малоимущими членам своей паствы) берет на себя обязанность по содержанию приезжих немощных и стариков из числа католиков на завещанные коллежским асессором Гаврилом Борелем средства, а за неимением оных — богадельня для харьковских обывателей-членов общины.

Для возведения здания для этой богоугодной миссии у четы надворного советника Сицянка был выкуплен соседний земельный участок по улице Чернышевской №9, где на будущий год было начато строительство каменного полутороэтажного здания, а 1 октября 1878-го состоялось тожественное открытие харьковского католического приюта для стариков и немощных на двадцать две персоны со своими хозяйственными площадями.

Не смотря на проведенные в 1880-ом ремонтно-восстановительные работы, костел Розария Пречистой Девы перестал удовлетворять членов прихода как из соображений безопасности (постепенно разрушался фундамент), так и по своим техническим характеристикам (ограниченная вместимость при увеличении паствы до четырех с половиной тысяч человек, не считая солдат уездных полков).

Колокольня харьковского католического храма Успения Пресвятой Девы Марии Колокольня харьковского католического храма

Впервые вопрос о строительстве нового храм был вынесен на обсуждение церковного попечительского совета 26 сентября 1882 года, а четыре года спустя в адрес Могилевской консистории последовал официальный запрос о разрешении на строительство на собственном земельном участке. В том же 1886-ом все одобрения были получены, в том числе от харьковского губернатора Александра Ивановича петрова (1838 — 1915) и на замощение Малосумской, городским инженером Болеславом Георгиевичем Михаловским (1830-1909) подготовлен проект и смета (утверждены в начале следующего года с некоторыми поправками).

Первый камень в основание будущего костела Успения Пресвятой Девы Марии был освящен 29 апреля 1887 года духовным наставником харьковской общины отцом Петром Генриховичем Комисаржевским (1844 – 1900). Причем работами вызвался безвозмездно руководить все тот же инженер Михаловский. А уже в ноябре того же года храм был готов до венчающих крестов.

Отделочные же работы растянулись на долгих четыре года. И все это время пожертвования на новую харьковскую святыню шли не только от местной паствы и заграничных католиков, но и от православных и иудеев Слобожанщины. Долгожданное освящение нового сердца католического Харькова состоялось 15 декабря 1891 года при большом стечении народа и приглашенных официальных лиц, а работы по благоустройству продолжаются и далее — в 1900-ом баварской Етгитонской фабрике был заказан новый орган.

Южная ось трансепта харьковского католического храма Южная ось трансепта харьковского храма

Помимо содержания богадельни на попечении католической общины находилась церковно приходская школа, для которой в 1903 было заложено новое здание, попечительство над малоимущими, сиротинец на десять детей, “Польский дом”, а о богоугодных делах паству с 1914-го информирует ежемесячник “Приход Харьковский”.

Развязанная при активном участии России Первая мировая война 1914 – 1918 превратила город на Лопани в один из главных римско-католических центров еще существующей империи за счет огромного притока беженцев, военных, эвакуированных, пленных.

Большевицкий переворот 1917-го, не смотря на все добрые дела, поставил церковь, в том числе харьковскую римско-католическую на грань выживания, одним из первых своих декретов отобрав “в пользу государства” храмовое имущество, в феврале следующего года закрыв все церковно-приходские школы. И при этом Ватикан идет на соглашение с советами для оказания гуманитарной помощи истерзанной войной стране.

Коммунистическая “благодарность” не заставила себя долго ждать — конфискация и ограбление 1922-го, арест священнослужителей 1923-го, раскрутка атеистического моховика с репрессиями и расстрелами 1925-го, новая волна арестов после объявленного папой Пием ХІ (1857 — 1939)Всемирного дня молитвы за гонимую в России церковь и окончательное закрытие после расстрела по выдуманному обвинению в шпионаже отца Карапета Мхитаровича Еганяна 27 мая 1938-го, не смотря на принятие писанного под диктовку красных “Устава новообразованного Римско-Католического Общества”.

Харьковский костел Успения Пресвятой Девы Марии Костел Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове

После того здание церкви Успения Матери Божьей Харькова было передано Государственному театру им. Шевченко, а оставшиеся немногочисленные верующие вынуждены тщательно скрывать свою религиозность под угрозой расстрела.

Вторая мировая война 1939 – 1945, на недолгих два года подарив католическому приходу глоток возрождения, стирает следы плебании и наносит значительный урон старому храму, который в первоначальном виде так и не восстановился. Последовавший за ней сорокалетний советский период закрепляет за историческим зданием статус фильмобазы, а его внутреннюю гармоничную структуру нарушают уродующие переделки.

Крылья свободы возрождения прорезались у харьковской общины лишь с падением тоталитарного коммунистического режима и обретением Украиной независимости — в 1991-ом официально зарегистрирована, назначен пастор – отец Юрий Зиминский, возвращено часть помещений и территории, а после этого начался долгий путь духовного становления и возвращения былых традиций прихода Успения Приснодевы Марии, который продолжается и сейчас.

Архитектура

Центральный фасад харьковского костела Успения Пресвятой Девы Марии Центральный фасад харьковского Успенского костела

Комплекс харьковского католического собора в самом сердце старого города представляет собой неоготическую жемчужину из красного кирпича, состоящую из однонефного храма с трехъярусной колокольней над нартексом, г- подобного (35м х 30м) двухэтажного с мансардой здания плебании и резиденции епископа Харьковского и Запорожского, а так же современного двухэтажного прямоугольника (35м х 7м) хозяйственно-складского назначения.

Костел Успения Пресвятой Девы Марии с его фиалами, аркатурой, витражами, розой, стрельчатыми оконными арками, профилированными бровками, аркадой-балюстрадой, широким лобовым карнизом сложного профиля, двухступенчатыми контрфорсами в форме латинского креста с граненной апсидой и двумя пристройками-ризницами одна из тех изюминок Харькова, которая и рисует неповторимый облик слобожанской столицы.

Здание епископата — более скромный по своему декоровому оформлению, но такой же уникальный по своему значению представитель архитектуры, которого отличают стрельчатые арки ниш, угловые башенки фронтонов, прямоугольное оформление подоконного пространства второго этажа, профилированное обрамление портала центрального входа и огромные стрельчатые межъярусные оконные проемы.

Дополнительная информация

Адрес: Украина. Харьковская обл., г. Харьков, ул. Гоголя, 4.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), Е105 (Харьков — Запорожье — Симферополь), М18 (Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта). С объездной по Сумской до Театральной площади, потом по Гоголя до католического костела.

Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (автобус) до остановки «Театральная площадь» / “Сквер Победы”, между которыми по Гоголя расположен храм Успения Пресвятой Девы Марии.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Храм Успения Пресвятой Девы Марии на карте

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram