История музея
Как многое в слобожанской столице, неофициальной датой своего основания местная художественная галерея обязана детищу Василия Назаровича Каразина (1773 – 1842) – Харьковскому университету, который приобрел в 1805 году для своей коллекции почти две с половиной тысячи работ западноевропейских мастеров XVI—XVIII столетий (Альбрехта Дюрера, Антониса ван Дейка, Француа Буше и др.).
Меценатские же пожертвования бывших выпускников харьковского ВУЗа во второй половине XIX столетия вывели университетское художественное собрание в число одного из лучших в Восточной Украине. Самыми крупными из их числа были пятьсот полотен европейских художников XVI – XVIII, в числе которых были произведения Йоса ван Клеве, Сиимона де Влигера, Франческо Фурини (дар Ивана Игоревича Бецкого (1818 – 1890) от 1856 года) и завещанные местной знаменитостью от коллекционирования, Аркадием Николаевичем Алфьоровым (1814 – 1872), четыреста семьдесят художественных работ голландцев и три тысячи гравюр различных художественных школ.
В то же время в Харькове независимо от университетского собрания по инициативе писателя и публициста Григория Петровича Данилевского (1829 – 1890) был организован один из первых в империи публичный Харьковский художественно-промышленный музей с передвижной академической выставкой, благодаря которой были собраны первые экспонаты в количестве пятидесяти восьми штук его будущего художественного отдела. Причем это собрание больше было ориентировано на отечественных художников, творивших начиная с XVI столетия.
Годы разрухи после вооруженного переворота 1917 года превратили Харьковский художественно-исторический музей (официальное название с 1927 года), созданный на базе объединенных университетского красных искусств и древностей и Художественно-промышленного, в одно из богатейших собраний Украины благодаря многочисленным частным коллекциям экспроприированным новой властью «в пользу народа». Самой крупной составляющей из их числа стала вывезенная их харитоненковской Натальевки экспозиция отечественных живописцев в том числе Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Михаила Нестерова…
1930-е становятся для картинной галереи (с 1934-го) по Бассейной 18 периодом наивысшего расцвета, когда ее коллекция достигает семидесяти пяти тысяч экспонатов, собрав под своим крылом все лучшие произведения на просторах слобожанского края, но при этом и национального упадка с введением антиукраинской цензуры, которая повлекла репрессии и изъятие полотен мастеров украинского авангарда в закрытые фонды.
Видимо по причине сильной национальной ориентации харьковское собрание Украинской государственной картинной галереи советская власть приняла решение не эвакуировать большую часть ее фондов (вывезено лишь 6% от общего объема наиболее ценных экспонатов) с приближением линии фронта Второй мировой войны 1939 – 1945 годов.
Результатом этого решения стала утрата бесценной коллекции, частью вывезенной фашистами в Германию, частью спаленной ими же вместе со зданием во время отступления 1943-го, частью не вернувшейся из эвакуации. Так что в послевоенные годы ее пришлось создавать практически заново.
Причем из эвакуации музей переименованный в Харьковский государственный украинского искусства (позднее еще дважды сменит имя) вернулся уже в свое нынешнее здание по Жен Мироносиц 11 (бывшая усадьба Игнатищева). Именно здесь благодаря широко развернутой изыскательской, научно-просветительской и выставочной деятельности по крупицам начала зарождаться основа нынешней коллекции, не в последнюю очередь благодаря щедрым пожертвованиям семьи Подкопай и Фрадкиных-Шпекторов.
Продолжая традиции собирательства слобожанского художественного наследия, в 1986 году Харьковский художественный берет под свое крыло Пархомовский историко-художественный музей, а восемь лет спустя его филиалом стал и основанный в 1991-ом Музей народного творчества Слобожанщины с уникальными образцами вышивки, резьбы по дереву, бисероплетения, рисования, керамики и др.
Экспозиция
Так что по состоянию на начало третьего тысячелетия в музейных фондах была собрана коллекция в двадцать пять тысяч экспонатов, воссоздающая многогранную картину развития художественного европейского искусства от средневековья до сегодня, сформированную по трем основным направлениям: западноевропейское искусство XV – XIX столетий (основа – полотна итальянских и голландских художников различных школ), украинское и российское искусство XVI – начала ХХ столетий (иконопись, историческое направление, пейзажи), искусство 1910 – 1970 годов (украинский реалистический модерн).
История здания
Предыстория существования участка по улице Жен Мироносиц 11 (бывший Мироносицкий переулок №3) в Харькове теряется где-то во мраке первой половины XIX столетия и выходит на сцену только в 1874 году с объявлением в собственности надворного советника, кандидата прав Василия Ивановича Касперова.
Во владении его семьи участок с домом находился вплоть до 1911 года, когда его выкупил пивоваренный магнат Иван Егорович Игнатищев (1859 – 1812), заказавший проект строительства своей новой фамильной резиденции знаменитому харьковскому архитектору Алексею Николаевичу Бекетову (1862 – 1941). Роскошное имение на тихой улице в самом центре быстрорастущего города было окончено уже в 1914-ом.
Однако в собственности семьи Игнатищевых усадьба задержалась не долго – через три года она была выкуплена коммерсантом Левицким, но большевицкий переворот 1917-го не дали ему насладится своим приобретением. Красные советы объявляют всю частную собственность на оккупированной ими территории вне закона, в том числе и этот особняк.
Новая власть распоряжается отобранной чужой собственностью по своему усмотрению – в 1922-ом сюда заселяется ее важная карательная составляющая в качестве совета народных комиссаров Украины, который квартировал в этих стенах до переноса столицы советской Украины в Киев шесть лет спустя.
Пустующие залы и комнаты магнатской резиденции сначала были отданы под институт проектирования заводов черной металлургии, затем – институту им. Т.Г. Шевченко, который выделил в 1930-х часть своих площадей для классов для одаренных учеников при Харьковской консерватории (позднее – музыкальная школа).
Именно этому зданию в 1944-ом взамен спаленного фашистами по Бассейной было предназначено стать хранителем тех немногих художественных ценностей Слобожанщины, которые пережили Вторую мировую войну и вернулись в Харьков из эвакуации. Он и сейчас выполняет эту почетную роль, сберегая в своих стенах уже значительно увеличившуюся коллекцию художественных произведений разных времен, мастеров, школ, эпох.
Архитектура
Самобытное и неповторимое, как и все детища Бекетова, здание по улице Жен Мироносиц 11 представляет собой симметричный прямоугольный периметр высотой в два этажа на высоком цоколе с выступающими угловыми сложного профиля и центральным ступенчатым ризалитами в стиле эклектики, где четко прослеживаются черты классицизма, барокко и украинского модерна.
Рустованный первый ярус акцентирован широким барельефом фриза тонкой работы со сценами, символизирующими виды простого человеческого труда в смягченных красках античных амуров, и порталом центрального входа с его барельефными обращеными друг к другу барельефными профилями греческих богинь в круглых розетках и архивольта на пилястрах коринфского ордера.
В оформлении второго яруса обильно украшенного лепными гирляндами и архивольтами с замковым камнем в щелыге, покоящихся на полуколоннах дорического ордера, женскими маскаронами, майоликовой мозаикой растительного орнамента в дополнении греческих амфор и картушей доминирует ныне незавершенный (скульптурная группа его венчающая уничтожена в 1980-х) портал центрального входа с коннелированными полуколоннами ионического ордера и разорванным треугольным фронтоном в обрамлении филенок с женским маскароном в центре.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Жен Мироносиць, 11.
Официальный сайт: http://artmuseum.kh.ua
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С Харьковской объездной по Сумской до ул. Жен Мироносиц, по нечетной стороне которой расположен Харьковский художественный музей.
Общественным транспортом по железной дороге / маршрутными такси до Харькова. В городе ориентир – станция метро «Архитектора Бекетова» / сквер Победы, а далее по ул. Жен Мироносиц до бывшей фамильной резиденции Игнатищевых.