История
В те далекие времена, когда харьковские холмы были морем, она начала свой кропотливый труд по прокладке дороги жизни, год за годом все углубляя дно своего русла с топкими берегами, чтобы подарить человеку защищенный островок среди бескрайних лесных просторов. Так родилась река Лопань, первый раз давшая приют человеку еще на заре существования цивилизации, когда он лишь начал осваивать бронзу (II тыс. до н.э.)
Веками воды все больше отступали (согласно научным данным сейчас насчитывается семьдесят восемь террас, которые позднее удачно будут использованы для застройки), обнажая возвышенность, которую изберут для своего временного или постоянного пристанища все известные истории прародители украинцев (скифы, сарматы, черняховцы, Киевская Русь), пока беспощадные орды восточного хана в 1240-ом не уничтожат жизнь здесь, на долгие четыреста лет превратив слобожанско-приазовскую землю в Дикое поле.
Лишь в первой половине XVII столетия казаки-черкасы (выходцы из Западной Украины, бежавшие от национально-религиозных притеснений Речи Посполитой) окончательно выбрали стрелку между Харьковом и Лопанью для своего поселения. Их крепость стала в междуречье, а крестьянская слобода – на правом берегу голубой ленты.
Это решение стало судьбоносным для развития города – практически до конца XVIII столетия город развивался исключительно в восточном, залопанском направлении, что с учетом избрания его местной аристократией для своих роскошных загородных резиденций и популярности Лопанского базара обеспечило в 1783 году строительство каменного моста через реку.
Правда и первая связующее звено города и его западного пригорода просуществовала всего три года, разрушилось, было заменено деревянным, снова появилось на прежнем месте…, но это отнюдь не сделало в XIX столетии берега Лопани менее привлекательными для заселения и ведения хозяйственной деятельности для харьковчан, чему немало поспособствовала разборка крепостных стен – торговые ряды в районе нынешней Сергиевской каждый раз восставали из пепла (последний раз в 1850-х), на реке организовывались все новые запруды, строились мельницы, ее воды использовали многочисленные местные заводы, подавляющее число из которых было шерстомоечными.
Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что к середине XIX столетия вода в Лопани превратилась абсолютно не пригодную для потребления, а русло и берега были ужасно засорены, что с развитием города поставило перед административной власть города вопрос об защите стратегически важной водной артерии.
И тем не менее берега реки жили все такой же полной жизнью – в конце XIX столетия на правом берегу в районе Купеческого моста был построен Благовещенский собор, по проекту архитектора Бориса Григорьевича Михайловского (1830 – 190) через Лопань построены еще два моста (Дмитриевский и Конторский), хотя при этом сила природы периодически показывала кто тут хозяин – в 1893 году половодье затопило всю рыночную территорию и дворы прилегающих домов.
Власть советов, захватившая власть в Восточной Украине после переворота 1917-го, имея практически неограниченную бесплатную рабочую силу, в пылу коллективизации и гигантомании вознамерилась повернуть вспять воды Северского Донца и обеспечить судоходность харьковских рек до самого Азовского моря, но амбициозный план так и остался лишь на бумаге.
Развязанная большевиками и фашистской Германией Вторая мировая война поставила окончательную точку в крупных проектах на слобожанской земле – после боевых действий надо было хотябы восстановить утраченную инфраструктуру, первой ласточкой которой стало открытие в 1958-ом нового Лопанского моста.
И сейчас восточная голубая лента Харькова как неотъемлемая часть городского пейзажа радует глаз своими, пусть и не совсем еще чистыми, водами, иногда показывая свой крутой нрав, но большей частью привнося во все ускоряющийся темп бытия нотку мира и вселенского покоя, на которые так щедра матушка-природа для своих благодарных детей.
Архитектура
Лопань, как самый крупный левый приток Уды, имеет площадь бассейна около двух тысяч квадратных километров при общей протяженности в девяносто три километра с правым более крутым и левым более пологим (в городской черте обвалованы и местами облицованы бетонными плитами) берегами. При этом ее извилистое русло, ширина которого варьируется от метра до двадцати, имеет всего до метра глубины и местами разделяется на рукава.
При этом во время весеннего половодья уровень воды в реке может подниматься в четыре раза, а в зимний период при сильных морозах она промерзает до дна. При уклоне 0,89м/км скорость течения составляет от 0,2 до 0,8м/с, а расход – 2,24м³/с.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Харьковская обл.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С Харьковской объездной по Полтавскому шляху до Лопанского моста.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (трамвай / автобус / метро), следующим в центр города (ориентир – площадь Конституции), а далее по Бурсацкому спуску до реки Лопань.