История
Истоки истории харьковского театра затерялась где-то в глубине зарождения украинской культуры меж рождественских колядок, праздничных жартов, лицедейства казенного училища и духовной семинарии. Хотя официальный отсчет, согласно данным его первого биографа Григория Федоровича Квитки-Основьяненко (1778 – 1843), он ведет с 1780 года, когда был обустроен для увеселения новоприбывших чиновников и дворян новообразованного Харьковского наместничества.
Хотя сведения о той первой труппе сохранились более чем обрывочные: состояла она из двадцати человек местных жителей, среди актеров были и женщины, самой запоминающейся своей привлекательной наружностью и изяществом танцев была дочь художника, так же на суд публики был представлен балет отставным танцором петербургского театра Иваницким. При этом ни место, ни названия постановок история не сохранила.
Первый же стационарный театр был обустроен по распоряжению новоприбывшего в 1789-ом харьковского губернатора Федора Ивановича Кишенского (1744 – ) в залах пристроенному к дворцу наместничества деревянного павильона-зала с хорами в два яруса, возведенного по случаю приезда Екатерины II (1729 – 1796) в 1787 году. Труппа была чисто мужская, набрана из молодых служащих местных учреждений и студентов училищ. Репертуар же большей частью состоял из комедий и оперетт.
Он существовал сначала как городское начинание на общественных началах, а позднее его принял на свое содержание переехавший в Харьков придворний актер Константинов. Конец существованию творческого коллектива положила смерть императрицы, смена губернского руководства и наступление черных павловских времен в 1796-ом.
Вторым возрождением театр обязан был случайному визиту в слобожанскую столицу трех бродячих актеров в 1808 году, которые за скромную плату готовы были предложить свое мастерство и талант на суд местного общества театралов, а так же милости местного чиновника Н.И. Шредера, предоставившему им такую возможность. Последнего после первого удачного выступления благодарная публика упросила возложить на себя обязанность по обустройству нового харьковского театра.
Пока строилось стационарное, хоть и деревянное, но зато с огромным зрительным заломи и тридцатью двумя персональными ложами здание для храма Мельпомены напротив Дворянского собрания (на этом месте ныне памятник независимости Украины), представления временно проходили с неизменным успехом в наспех сколоченном деревянном балагане с подмостками.
В новом бревенчатом театре построенном штабс-капитаном Черкесовым напротив своего дома сразу же были абонированы все ложи (одна из них принадлежала университетским профессорам), и хотя публика усердно посещала любимое детище, театральную труппу с пять лет продолжали сотрясать катаклизмы: то главный попечитель из актеров удерет с кассой и жалованием всех подопечных за несколько месяцев с гардеробом в придачу, то новые служители окажутся столь высокородны да еще плохо говорящи по-русски, что откажутся играть простые роли, то представления в виду отсутствия примадонны, которая изволит чаевничать, отложат на час, то актеров смани конкурирующий театр из Полтавы… Так что в 1813-ом представления давались только заезжей на ярмарки труппой Калиновского.
Так продолжалось вплоть до назначение харьковским театральным антрепренером местного учителя танцев И.Ф. Штейна в 1814 году, который еще два года вел дела с Калиновским до строительства собственного здания театра на восточном конце Театрального сквера (по Пушкинской), где приглашенные новым руководителем (основной состав сорок человек) лучшие служители Мельпомены из столиц и крупных городов давали отменные представления. Потом предприимчивый Штейн наберет балетную труппу из двух десятков деревенских подростков, а через месяц на харьковской сцене появляются балеты «Принцесса Каррарская», «Пигмалион», «Волшебная флейта», «Выстреленный вертопрах или цыгане в своих шатрах» в прекрасной постановке.
В реестр несомненных заслуг Штейна, на ряду с возрождением театра и строительством для него нового (хотя не многим лучше прежнего – не отапливаемое, темное, с тремя рядами лож, освещаемое сальными свечами) здания, стала пятилетняя работа на местных подмостках Михаила Семеновича Щепкина (1788 – 1863), хотя труппа и переехала в Полтаву под крыло генерал-губернатора Николая Григорьевича Репнина-Валконского (1778 – 1845) и часто гастролировал по другим городам. В свою очередь Харьков сам принимал гастролирующие труппы.
Десть лет (начиная с 1833 года) харьковский театральный мир был подчинен Людвигу Юрьевичу Млотковскому (1795 – 1855), благодаря которому интерес к лицедейству в слобожанской столице вспыхнул с новой силой, что обеспечило строительство нового каменного здания в стиле французского ренессанса на западной оконечности Театрального бульвара на городской земле (выделена 18 августа 1839-го) году по проекту архитектора Александра Андреевича Тона (1790 – 1858) за собственный счет антрипренера. Открытие нового сезона в новом здании состоялось 15 августа 1841 года. На сцене в то время блистали четыре звезды – Млатковская, Соленик, Рыбаков и Ладина.
Позднее (в 1867-ом) здание со всем содержимым выкупит у сонаследников дочь Млотковского Вера Людвиговна, которая вместе с супругом Николаем Николаевичем Дюковым возьмет на себя содержание труппы и практически возродит ее из убогого состояния (после смерти Людвига Юрьевича Харьковский драматический театр несколько лет находился в аренде итальянца Сарматеи, пока тот не разорился).
Наследники Млатковского-Дюковых в 1892 году сломают старое неудобное здание с узкими коридорами, отсутствием отопления, без холла, плохой акустикой и неудобными гримерками, чтобы на его месте построить новое по проекту Болеслава Григорьевича Михайловского (1830 – 1909). Ввиду огромных затрат на строительство (семьдесят пять тысяч), город для освобождения Александры Николаевны Дюковой от долгов через восемь лет выкупил здание, хотя хозяйка оставалась антрепренером труппы еще много лет.
После вооруженного переворота 1917-го и захвата власти на Слобожанщине красными, труппа конечно же распалась, а ее здание было отдано колективу киевского театра «Березиль» Леся Курбаса (1887 – 1937), который отметил свой переезд в тогдашнюю столицу советской Украины постановкой «Золотого чрева» 16 октября 1926 года.
Однако вычурно-изящная романтика неоклассики мало подходила для прагматики советской сцены, поэтому местное руководство приняло решение о реконструкции внутренних помещений здания в стиле конструктивизма по проекту архитектора В. П. Костенко и художника В. Г. Миллера в 1929 году.
Потом будут арест основателя театральной труппы харьковского драматического и Марьян Михайлович Крушельницкий (1897 – 1963) в качестве нового режиссера, который проведет ее через два десятилетия сталинских репрессий, эвакуацию в Кизил-Кия и тяготы Второй мировой войны. При нем театр получит звание академического (1947) в том числе за свою постановку «Ярослав Мудрый».
Повышение интереса харьковчан к театральному искусству подарило в 1961-ом зданию по Сумской 9 западную пристройку административного корпуса по проекту группы архитекторов в составе Б. Г. Клейн, Е. А. Святченко, А. С. Фурманова.
В последующие годы театр им. Тараса Шевченко (присвоено в 1935-ом) будет возглавлять целая плеяда талантливых режиссеров, а его подмостки увидят игру непревзойденных актеров своего времени, что выведет его в независимой Украине при расширении культурно-гастрольных возможностей на одно из лидирующих мест в стране.
Архитектура
Ныне здание Академического драматического театра им. Шевченко Харькова представляет приближающийся к четырехугольнику со скругленными восточными углами (85м х 30м) периметр, занимающий целый квартал. Его этажность, привязанная к рельефу местности и конструктивным особенностям, варьируется от двух до четырех на высоком цоколе. Основной стиль – неоклассика с элементами конструктивизма (надстройка в центральной части).
Выходящий на Сумскую главный фасад, не смотря на низкую этажность, является доминантой комплекса: ризалит центрального входа с арочными окнами в обрамлении профилированных архивольтов на импостах с замковым камнем, пилястры и полуколонны ионического ордера, маскароны, профилированные карнизы, треугольные фронтоны в обрамлении филенок с картушами в тимпанах, изящная балюстрада открытой террасы, лепной растительный орнамент и, конечно же, центральный фронтон с люнетом в изящном дополнении барельефных харит.
Основной же рисунок всех частей здания составляют перемежающиеся участки французского и римского рустов с гладкой штукатуркой, профилированные карнизы, люнеты на импостах и арочные окна.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Сумская, 9.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
- Исторические факты. Настоящий актер
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), Е105 (Харьков — Запорожье — Симферополь), М18 (Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта). С объездной по Сумской до Театральной площади, на которую выходит центральный фасад Харьковского драматического театра.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (автобус) – до остановки «Театральная площадь», на которой расположен театр им. Шевченко.