История
Ее любовь к образованию передалась наверняка от матери – одной из немногих счастливых женщин в империи, имевшей за своими плечами Смольный институт. И хотя Христина Даниловна Журавлева (1841 – 1920) по запрету отца так и не смогла получить системного образования, но именно это стало предопределением ее дальнейшей судьбы.
После замужества и переезда в Харьков, у госпожи Алчевской появилось не только желание, но и средства для обучения максимально возможного количества женщин грамоте. Так уже 10 июня 1862 года на свет появилась ее украинская частная воскресная школа на полсотни учениц, восемь лет существовавшая нелегально (украинские были под запретом по распоряжению царского правительства, а сама хозяйка не имела права преподавания).
Запрет на бесплатное воскресное образование для украинцев на следующий год был подкреплен запретом министра внутренних дел империи издания литературы на украинском языке, что для школы обернулось переходом с букварей Пантелеймона Александровича Кулиша (1819 – 1897) на российские аналоги.
Сданные экзамены по закону Божьему, русскому языку, арифметике, и дипломированный педагог Христина Алчевская (официально попечительницей на первом этапе числилась Анна Петровна Вернадская (1837 – 1898) за неимением у владелицы высокопоставленного поручителя) в марте 1870-го открывает свою школу повторно, но уже на легальных началах. Бесплатное четырехчасовое преподавание велось по воскресеньям и праздничным дням (в среднем около тридцати в год) в помещениях Первого губернского училища согласно уставу Харьковской женской Воскресенской школы, причем преподаватели за свою работу платы так же не получали.
В 1896-ом на средства супруга Христины, Алексея Кирилловича Алчевского (1835 – 1901), на углу собственного земельного участка по Мироносицкому переулку (выкуплен у В.И.Касперова) по проекту Алексея Николаевича Бекетова (1862 – 1941) было сооружено здание воскресной школы, причем оно стало первым собственным для подобного рода заведений. А само учебное заведение выступило флагманом программных наработок для воскресного образования, большая часть которых широко обсуждалась на еженедельных педагогических собраниях.
Многолетние наработки приемов, форм, методов преподавания школы Христи Алчевской, направленные на максимальное развитие природных наклонностей каждой из учениц, в 1895-ом превратились в «Программы по всем предметам обучения в воскресное школе для взрослых и малолетних учащихся», которые будучи четырежды переизданными служили базой для преподавания в течении трех последующих десятилетий.
На рубеже столетий в свет так же выходит трехтомник «Что читать народу?» госпожи Алчевской, который становится не только бестселлером (глава французской лиги образования на конгрессе частной инициативе в образовании указал два из них), но и индикатором критической мысли народа. В него были включены в том числе произведения украинских классиков.
Особенностью воскресной школы Христины Даниловны было преподавание в том числе украинского народного песенного творчества и литературы, которые в романовской империи находились под строжайшим запретом. Но результаты ее просветительской деятельности как на родине (кроме обучения, внеклассных занятий, разработки методических пособий, ею били инициированы выставки воскресных школ, в которых принимали участие более сотни учебных заведений региона), так и заграницей (всемирные форумы и выставки в Москве, Нижнем-Новгороде, Антверпене, Брюсселе, Чикаго, Париже) защищали от поползновений царского министерства просвещения.
Начинание Алчевской действовало, не смотря семейную трагедию 19901-ого, передачу школы городу в 1903-ем и руину после большевицкого переворота, до 1919 года. После воцарения советов просветительницу, как ветерана педагогического движения, власть всячески опекала, предоставив одну из первых государственных пенсий, а женское учебное заведение преобразовали в вечернюю школу рабочей молодежи.
Пережив в относительно неплохом состоянии весь советский период с инициированной им Второй мировой войной, после обретения Украиной независимости здание бывшей воскресной школы так и продолжает сейчас идти по пути созидания и прогресса, правда уже в качестве выставочного зала Харьковского художественного музея.
Архитектура
Кирпичный двухэтажный асимметричный оштукатуренный приближающийся к квадрату периметр (сторона – 20м) на высоком цоколе в дополнении ризалитов, скошенного внешнего угла и усеченных дворовых плоскостей на пересечении Чернышевской и Жен Мироносиц выдержан в стиле изящной неоклассики, как воплощение социального статуса светоча знаний и индивидуальности подхода архитектора Бекетова к дизайну и интерьерам каждого проектируемого здания в отдельности.
Его фасады отличает глубокая прорисовка отдельных архитектурных элементов – французский руст и замковые камни первого яруса служат преддверием к пышному оформлению верхнего с гладкими пилястрами дорического ордера, гирляндами, широким украшенным триглифами и розетками фризом. Завершает великолепие профилированный карниз большого выноса на кронштейнах.
Треугольный фронтон центрального, расположенного посередине южного фасада входа на каннелированных колоннах дорического ордера вторит фронтону углового ризалита, особенностью которого служит балкон на кронштейнах с невысоким парапетом и профилированными перилами.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Жен Мироносиц, 18/9.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С Харьковской объездной по Сумской до ул. Жен Мироносиц, на пересечении которой с ул. Чернышевской расположено бывшее здание харьковской воскресной школы.
Общественным транспортом по железной дороге / маршрутными такси до Харькова. В городе ориентир – станция метро «Архитектора Бекетова» / сквер Победы, а далее – по ул. Жен Мироносиц до бывшей школы Христины Алчевской.