«Ало. Ало. Ало. Говорит Харьков», – именно с таких слов в эфире обычного техника, которые услышали семь десятков человек 16 ноября 1924 года, стартовал отсчет истории общественного радиовещания Украины.
А начиналось все в Харькове конца XIX с научных разработок радиоуправляемых машин и механизмов всемирно известного профессора Харьковского университета Николая Дмитриевича Пальчикова. Именно им был создан первый прибор способный настраиваться на определенную волну, за чем следует его записка в военное ведомство с запросом на исследование способов защиты беспроводной телефонии от внешних электрических волн (1901). Пальчикову же принадлежит честь оборудования в городе на Лопани первой локальной радиостанции и первого в империи автомобиля-передвижной радиостанции (1904).
Как центр научно-исследовательской мысли во время Первой мировой войны Харьков был избран инженерным управлением военного ведомства в качестве базы подготовки работников связи для своих нужд, для чего из Могилева сюда была доставлена мощнейшая радиостанция.
Но советская Московия, захватившая Восточную Украину после большевицкого переворота 1917-ого, вывезла в числе прочих местных богатств радиооборудование той станции как оружие массового поражения пропаганды в свою столицу – так появилась радиостанция Коминтерна.
Чтобы не отставать от своих непосредственных руководителей в деле агитации и дезинформации народных масс партийная верхушка первой столицы советской Украины в лице председателя Всеукраинского центрального исполнительного комитета (ВУЦИК) Григория Петровского и руководителя Украинского правительства Власа Чубана отдает в 1921-ом приказ о создании в Харькове силами собственных специалистов украинской радиостанции.
Помощь от партии, помимо постоянного давления на радиолюбителей, заключалась в предоставлении комнаты в ВУЦИК, откуда через громкоговорители велась трансляция заседаний и даже был организован радиомост Харьков – Москва, хотя при этом проблема массовой пропагандистской и агитационной деятельности в столице советской Украины так и еще не была решена.
Поэтому следующим шагом стало предоставление в 1923-ом связистам двух помещений в Центральном клубе коммунистической партии на Рымской и территории бывшего ипподрома, где простора для их изыскательско-экспериментальной деятельности было значительно больше, но постоянно мешал шум местных творческих и музыкальных коллективов, которые партийные функционеры решили с помощью лошадиных попон (правда запах в помещениях от этого стол ужасный, зато была достигнута практически полная звукоизоляция).
По состоянию на 1924-ый в Харькове существовало два радиолюбительских кружка (телеграфно-телефонного завода и Технологического института), в том числе благодаря успехам которых та самая первая украинская общественная трансляция и стала возможной (создание собственными силами гетородина, регениративных приемников, усилителей с сопротивлениями и громкоговорителями, антен). А дальше в большую игру радиовещания включилась партийная верхушка, осознав масштаб возможности массовой дезинформации и агитации – вопрос популяризации радио, а позднее и телетрансляций стал государственно-важным делом.