История
Ее история теряется где-то на просторах католической Олыки под флагом правящих здесь столетиями литовского рода Радзивиллов, которые прочно держали ее в своих руках, не смотря на смену подданства Волыни после распада Речи Посполитой. Однако точных сведений о времени ее создания имеющиеся документальные источники не сохранили.
Впервые Троицкая церковь упоминается в связи с прискорбным фактом ее уничтожения в разрушительном пожарище 29 марта 1871 года, из которого не удалось спастись ничему – ни стенам, ни предметам культа, ни колоколам. Деревянная на деревянном фундаменте православная святыня сгорела в мгновение ока, не дав шанса своей преданной пастве.
Долгое время о существование храма напоминали лишь обугленные остатки фундамента, пока в 1882-ом не был основан попечительский совет Троицкого прихода (двенадцать членов со взносом по одному рублю в год и двумстам рублями бюджета с прочих оброчных статей), который возложил на себя миссию по восстановлению святыни.
Мизерность дохода православного прихода, не смотря на приписанные две деревни Чемерин и Меловица общей численностью в 885 прихожан, сорок четыре гектара земли и кладбищенскую Георгиевскую церковь, при расходах на причт в триста пятьдесят рублей не позволяли надеяться на возрождение, если бы не вмешательство хозяина Олыки, князя Фердинанда Фредерика Радзивилла (1834 — 1926).
Католическое вероисповедание не помешало ему, как рачительному хозяину, выделить средства на строительство святыни конфессии, спокон веку конкурировавшей за умы и сердца его подданных. В 1886-ом новая Троицкая церковь деревянная, но уже на каменном фундаменте была освящена. И хотя состояние ее доходов на начало ХХ столетия оставляло желать лучшего (священник не имел собственного дома), а школа грамотности под ее эгидой кочевала из дома в дом, у прихода все же нашлись средства для приобретения скромного жилья для псаломщика с амбаром для скота.
Затерянная в волынской глубинке она избежала, хоть и с трудом, навязчивого внимания католической Польской республики и пришедших на волне Второй мировой атеистических советов, стираниями своих прихожан сохранив свой первоначальный облик и позаимствовав из местного закрытого большевиками коллегиального костела часть церковной утвари (подсвечник в барочном стиле и двухсторонняя икона «Богородица Одигитрия» / «Евхаристия») для проведения своих богослужений.
Так что свои очередные юбилеи в новом третьем тысячелетии храм, оставшийся единственным православным (Стретенская отошла к селу Залесочье, каладбищенская заброшена, Крестовоздвиженская – разрушена) в бывшей фамильной резиденции Радзивиллов, встречает в блеске своего чудесного вида не столько монументально-помпезного, сколько уютно-возвышенного.
Архитектура
Деревянное на каменном фундаменте трехчастное сакральное православное сооружение, с востока на запад протянувшееся на двадцать пять метров, представляет собой визуально легкий (благодаря наслоению разных объемов) храм с пятигранной апсидой и одноярусной колокольней под шатровой кровлей над притвором, расположенный в черте южной части жилой застройки села.
Незамысловатые архитектурные детали отделки (пологие арки люкарн, восьмигранный барабан центрального купола с шестигранными световыми окнами, простые наличники, угловые лопатки, треугольные сандрики, шатровые завершения со щипцом, лобовой карниз и отливающие золотом луковичные купола с православными крестами) добавляют провинциальной жемчужине шарма, выделяя ее на фоне прочих.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., с. Олыка, ул. Михаила Грушевского.
Как добраться
Автотранспортом по трассам Н22 (Устюг – Луцк – Ровно)до развилки на Олыку в районе села Кадище, а далее по Т0312 (Кадище – Горяновка – Олыка) на юг. В Олыке следовать по главной до Троицкой церкви, апсида которой выходит на трассу.
Пригородным / междугородним транспортом из Луцка или Ровно до автобусной остановки в Олыке, а потом по главной на юг два квартала до православного храма.