История
Незаурядная судьба небольшого земельного участка всего в нескольких шагах от Пятницких ворот древней крепости Владимр-Волынского была предрешена тривиальным событием в семье сапожных дел мастера Гаврила Кунцевича – рождения сына и наследника Ивана (1580 – 1623), которое стало поворотным не только для рода Кунцевичей, но и для многих христианских душ.
Однако вряд ли кто осмелился в то время угадать в том экзальтированном мальчике, долгие часы проводившем в молитвах и посте, будущего епископа украинской греко-католической церкви, организатора монашеского чина святого Василия Великого, униатского святого, которому довелось освещать лучами своей духовности эту грешную землю лишь сорок восемь лет. Мученическая кончина на подворье витебского архиепископского дома и праведная жизнь обеспечили начало беотификации Иософата папой Урбаном VIII (1568 – 1644) уже в 1624 году, которая закончилась 29 июня 1867 года канонизацией.
Усадебный участок с домом, где родился святой покровитель Украины, 5 декабря 1674 года (официально факт дарения зафиксирован в городских книгах 8 февраля следующего года) стал собственностью украинской греко-католической церкви в лице Владимирского епископа Венедикта Глинского (1618 – 1879), пожертвованный родной сестрой святого Иосафата, жительницей Владимира, Зиновией Гавриловной Кунцевич, в замужестве Парилович с одобрения ее сына Саввы Семеновича.
Столетие прошло, прежде чем в 1780 году по инициативе василианского протоархимандрита и ректора униатского Владимирского коллегиума, в последствии Холмского епископа украинской греко-католической церкви Порфирия Скарбер-Вожинского на этом участке была построена каменная часовня святого Иосафата в архитектурном стиле барокко.
Однако в скором времени часовня святого покровителя Украины сгорела вместе со всем содержимым. Оставшись без кровли, она в виду распада Речи Посполитой и начала аннексии Волыни Московски государством, десятилетие так и оставалась не восстановленной подвластная всем ветрам.
Вместе с московскими военными на святую землю Владимира пришла православная диктатура, одним из первых шагов которой в городе на реке Луга стал указ Волынской консистории от 8 апреля 1798 года о перестройке часовни святого Иосафата в соборную Николаевскую церковь (причем документы о передачи православной церкви и опись ее имущества в городских архивах отсутствовали).
Во исполнение священного указа храм, который был призван заменить собой ветхий Пятницкий по соседству, в 1800 году уже был освящен и приступил к выполнению своих духовных обязанностей. Причем для полноты православного образа барокко смягчили классические черты, а рядом была построена простая деревянная колокольня
По состоянию на конец ХIХ столетия, не смотря на соборный статус и многочисленный приход (более двух тысяч шестьсот человек человек, из которых полторы тысячи – городское население, остальные – из семи (Белые-Берега, Шистов, Заречье, Федоровка, Поничев, Маркеловка, Лобачье) приписных деревень), имущество Николаевской церкви Владимир-Волынского было довольно скудным: земли всего 725 гектар, двухэтажное здание при Мстиславовом храме уцелевшее в пожаре 1859 года, крыша гонтовая (купол крыт жестью), что было связанно со временным статусом (номинально она считалась приписной к лежащему в руинах самому древнему в городе Мстиславового).
Фактически после освящения восстановленного Владимирским братством главного городского Успенского собора в 1900 году подорвало и без того не слишком завидное положение Николаевского – 1910-ом он числится как часовня при соборном погосте, который был расположен в нескольких десятках метров от него.
Однако с началом Второй мировой войны (1914 год) для удовлетворения возросшего спроса на религиозные услуги церкви возвращают приходской статус, которым она пользовалась, не смотря на аннексию Украины католической Польшей, до 1939 года, когда советские войска вторглись на территорию Польской республики.
При красных советах, оккупировавших украинскую Волынь по итогам Второй мировой войны, бывшая часовня Иосафата разделила участь подавляющего большенства своих сакральных собратьев – она была закрыта, чтобы превратить помещения в складские.
Украинская независимость на своих крыльях принесла падения всех коммунистических атеистических препон и возвращение святыни в лоно православной церкви. Так что сейчас, играя на солнце обновленными красками, церковь святого Николая вновь дарит чудо соития духовного и мирского всем владимирцам с Христом в сердце.
Архитектура
Однонефный двухкупольный прямоугольный (площадь внутренних помещений – тридцать квадратных метров) храм изначально был возведен как часовня в барокковом стиле, что обусловило его довольно скромные размеры. И сейчас сквозь наслоение православных перестроек четко просматривается греко-католическая сущность святыни в пологом скате кровли и фронтонов, маленьких изящных завитках, коробовых высоко возвышающихся над землей оконных проемах в обрамлении наличников, крытой террасе с изящными балясинами балюстрады с пологой аркой разорванного фронтона и киотом, профилированном лобовом карнизе, многослойных угловых пилястрах, лаконичных лопатках.
В комплекс так же входит арочный центральный вход, декорированный профилированным карнизом и киотом под изящным навесом, и отдельно стоящая квадратная (сторона – 5м) в плане двухъярусная колокольня под шлемовидным завершением, оттененная сложнопрофильными карнизами, угловыми лопатками и изящной венчающей главкой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., г. Владимир-Волынский, ул. Цинкаловского, 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассам Н22 (Устюг – Луцк – Ровно) или Р15 (Ковель -Турийск, Владимир-Волынский – Нововолынск – Червоноград – Великие Мосты – Жолква) или Т0302 ( Пища — Шацк — Любомль — Володимир-Волинский — Павлова — Горохов — Берестечко — Козин — Кременець). В городе по ул. Ковельской до поворота на ул. Цинкаловского, на которой расположена бывшая часовня святого Иосафата.
Междугородним транспортом из Луцка или Ковеля до авто / железнодорожного вокзалов Владимир-Волынского, а затем городским до остановки «Пятницкие врата», рядом с которой по ул. Цинкаловского расположена Николаевская церковь.