История
Первое сохраненное документальное упоминание об самой знаменитой украинской ратуше относится к трагическим событиям 1381 года, когда она сгорела дотла, что дает основания предполагать ее деревянную сущность, оставляя вопрос о времени создания открытым. Хотя наиболее правдоподобной считается версия строительства главного административного здания Львова в период с 1372 по 1378 годы наместником венгерского короля в Галичине князем Володиславом Опольским (1326 – 1401).
Восстановленная уже через год она была возведена по типовому проекту для ратуш городов с Магдебургским правом: торговый и зал собраний, некоторое количество сдаваемых в аренду коммерческих площадей, деревянная башня, которую в 1404 году украсили часы, а еще через шесть лет к ее подножью были брошены пятьдесят два знамени Тевтонского ордена захваченные в битве при Грюнвальде.
Внутренних площадей главного городского административного здания к концу XV столетия стало категорически не хватать, так что городской совет изыскал средства для его расширения, которое началось с разборки западной стены с башней. 10 августа 1489-ого в присутствии наследного принца Яна Ольбрехта (1459 – 1501) был заложен первый камень в основание будущего строения.
Два года спустя башня во многом благодаря умелому руководству работами архитектора Ганса Штехера в основном была окончена, хотя официальной датой окончания строительства значится 1504-ый, что связано с задержкой установления на ее вершине новых городских часов с автоматическим боем монаха Григория.
В целом XVI столетие прошло для львовской ратуши под знаком перманентных реставраций (1532 под руководством Оперлича в том числе появилась новая черепичная крыша, 1540 был окончен ремонт часовой башни, 1557 замене циферблат на расписанный Августином, 1576 в числе прочего восстановлена кровля), часть из которых была вынужденными восстановительными после пожаров 1527 и 1571 годов, в которых погибла почти вся первоначальная готическая застройка Рыночной площади, здание хоть и страдало, но не столь сильно, чтобы быть разобранным.
Однако аргументы Мартина Кампиана (1574 – 1629) в виде помощи в оплате строительных материалов и работ в 1617-ом послужили решающим фактором для незамедлительного решения магистрата о закладке нового здания административного городского центра при сохранении ранее возведенных сооружений. Так что оконченная в 1619-ом ратуша представляла собой комплекс из нескольких строений разных времен с восьмигранной часовой башней (в основании до четвертого этажа четырехугольник), полукруглыми входными вратами на металлических столбах и обилием лепного декора.
К концу 1780-х стены ратуши представляли собой печальное зрение – полуразрушенные они перестали быть пригодными для ведения какой бы то ни было деятельности. Так что для административных нужд по соседству на Рыночной площади было выкуплена одна из камениц, а на рубеже столетия появился проект полной разборки предыдущего комплекса с сохранением башни.
Воплощение в жизнь новой идеи так и не стало реальностью – в следствии ослабления фундамента 14 июля 1826 года башня обвалилась, унеся с собой несколько человеческих жизней. Уцелевшие после падения и разборки здания архитектурные декоративные элементы были частично помещены во львовские музеи Собеского и Любомирских, а частично украсили собой панораму Высокого замка (каменный лев у дома огородника и гербы в искусственной пещере).
Начатое на будущий год строительство выполнялось согласно совместного проекта архитекторов Йозефа Маркля, Франца Трешера и Алоиза Вондрашки и продолжалось восемь лет под руководством Юрия Глоговского после закладки первого камня и службы в Латинском кафедральном соборе перемышльского епископа Яна Антони де Поточки (1759 – 1832). Оно велось с учетом купольного завершения на башне, исполненного по проекту Вильгельма Шмидта, а его результатом стало ныне существующее прямоугольное в плане здание с внутренним двором.
Во время Весны народов 2 ноября 1848 года, когда львовская Рыночная площадь стала цитаделью восставших ремесленников и студентов, по приказу австрийского генерала Гемерштейна начался орудийный обстрел обороняющихся. Одна из боевых ракет попала в башню ратуши, ее купол сгорел, а часовой механизм был уничтожен. После восстановления по проекту Иоганна Зельцмана (1807 – 1869) ратуша получила нынешний вид.
К приезду цесаря Франца Иосифа I (1830 – 1916) в 1880 году здание украсили скульптурные группы «Гостеприимство», «Мужество», «Паториотизм» авторства местного скульптора Леонарда Маркони (1835 – 1899), а перед входом были установлены два изваяния сидячих на задних лапах львов удерживающих щиты с городским гербом (решетка на вратах поднята в знак дружественного приветствия) скульптора Тадея Баронча.
Видовая доминанта львовской Рыночной площади не давала покоя архитекторам – в начале ХХ столетия был проведен конкурс по скрашиванию ее сурового облика, но доверили работы по внутренней модернизации помещений лишь Витольду Равскому (1893 – 1962) и Рудолфу Мартулю спустя три десятилетия согласно их собственного плана, который включал так и оставшиеся на бумаге эскизы новых львов.
1 ноября 1918 года над административным центром Львова впервые взвился желто-голубой флаг восстановленной украинской государственности, поднятый Степном Панковским.
Несмотря на все бури Второй мировой войны и советскую диктатуру, с 1939 года ратуша служит официальной резиденцией Львовского городского совета и при независимой Украине, чтобы своей биографией напоминать о горьких уроках истории, которые так щедро отсыпала судьба из своих щедрот Галичине.
Архитектура
Четырехэтажное кирпичное оштукатуренное здание имеет прямоугольный (78м х 58м) периметр с ризалитами парадного входа юго-восточного и юго-западного фасадов, внутренним двором, общий прямоугольный периметр которого нарушают меньший по размерам зеркальный ризалит центрального входа и квадратный периметр часовой башни.
Архитектурные особенности львовской ратуши классически скромны по своим приемам (руст первого яруса, треугольные сандрики второго, подоконника на консолях третьего и карнизы четвертого), и несколько отличны от пышного декора ризалитов, центральный из которых имеет открытую аркадную галерею, огромные арочные окна со шропсами, балюстраду, розетки, отчеркнутый карнизами фриз ризалита и пологий треугольник фронтона с гербом в обрамлении карнизов большого выноса на консолях, а с башенного – аркадную галерею, балкон с изящными балясинами, арочные окна с архивольтами на консолях, пилястры композитного ордера.
Визуальной доминантой комплекса служит шестиярусная квадратная в плане часовая башня, которая представляет собой квадратный периметр с поярусным уменьшением, начиная с четвертого. Ее отличают руст нижних ярусов, французский – пятого и прямоугольные ниши – верхнего, а так же круглые растительные розетки, часовые циферблаты, мачта с желто-голубым флагом и карнизы большого выноса на кронштейнах, служащие основанием балконных парапетов.
Они в комплексе создают тот неповторимый образ короны галицких земель, который царствуя над окружающим пространством не подавляет его уникальный декор с фонтанами и каменицами по периметру.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пл. Рынок, 1.
Ссылки
- Исторические факты. Место смерти, город кары
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до окружной. Далее по городу следовать: ул. Стрыйская — ул. Шота Руставели — ул. Зеленая — ул. Студенческая — ул. Левицкого — пл. Соборная — ул. Галицкая (все время по главной) до поворота на ул. Беринды, которая выходит к пешеходной зоне Рыночной площади.
Общественным транспортом до Львова, а затем в центр старого города до проспекта Свободы. На второй параллельной улице с севера расположена львовская ратуша.