Исключительно украинский персонаж, которому нет аналогов в мировой мифологии. У него много имен (дед, ночник, гай), а исследователи даже усматриваю его связь с чугами (сторожевые казацкие башни). Он как дух ветра играет на свирели и танцует, не смотря на свой почтенный возраст так, что у его простых смертных партнеров не выдерживает обувь. Он защищает и оберегает, учит и ободряет – дух леса и гор Чугайстер.
Он так стар, что не выговаривает много звуков. Его седая борода и густая шевелюра, из под которой иногда проступают рога, падают на могучие плечи, а высокий рост позволяет достать с матицы специально для него приготовленный банош (кукурузная каша). Его нечеловеческая сила – такая же легенда как он сам, но она является необходимостью для того, кто выбрал своим призванием защиту лесорубов, пастухов и охотников от соблазна мавок. В благодарность за это люди, памятуя о беззубости старика, оставляют для него в лесах и горах бануш или кулешу, и если по возвращении не находят еды – радуются, ибо это значит, что истребитель прелестниц приходил и сделал свое дело.
Всегда вежливый к путнику, материальное воплощение души Карпатских гор и лесов и на свирели ему сыграет, и на танец пригласит, да еще хорошего танцора наградит на дорожку. Иногда особо холодными вечерами Чугайстер приходит к костру пастухов и охотников, ночующим укрывшись звездным покрывалом неба, а за добрый разговор и понюшку табака выведет к дому короткой дорогой. Да только не все люди отвечают ему взаимностью – иной и пригрозит своим тесаком, чтобы узнать будущее.
А еще лесной дух любит порядок в человеческих домах и зорко следит за наличием в закромах хозяев достаточного запаса воды, да так рьяно, что если живительной влаги мало, то он забирает из непутевой семьи маленьких детей в науку. Говорят, что к плохим родителям дети так и не возвращаются, а превращаются в таких же вершителей потусторонней силы. Иногда старик шалит, забираясь в дымоходы и распевая песни, чтобы немножко приструнить этих смертных.
В свободное же время Чугайстер подвизается пастухом лесного зверя в мужские дни недели (понедельник, вторник, четверг), а потому ему подвластен любой из них – хоть медведь, хоть птица, потому если сильно попросить, он отведет от стада любую напасть, а человека защитит от нападения разъяренного зверя. Сам гор дух бессмертен, хотя некоторые гуцулы верят, что он в прошлом человек, которого заклял сосед.
Чугайстер для жителей западных украинских гор – первый помощник и защитник, которому многие поколения гуцул воздают дань уважения, а историки пишут исследовательские труды с подробным описанием людских свидетельств начиная с «Гуцульщины» В. Шухевича (1899) и «Материалов к гуцульской деманологии» А. Онищука (1909).