История
Именно на этом ли месте была в казацкие времена переправа и спуск через Южный Буг, пока что не известно. История будущей лестницы на улице Николая Оводова начала писаться на пожелтевших листах летописей после московской оккупации конца XVIII века, когда все захваченные украинские земли щедрой рукой царских властей были розданы своим сторонникам и аристократии из россиян.
Хотя документальные упоминания об узкой полоске вдоль берега и спуске впервые появляются в неприятном контексте судебного иска городской администрации к греческому купцу Александру Клеантовичу Кумбари, который выкупил в 1894-ом на торгах одним лотом большое имение в 10га графини Сантуан (урожденной Екатерины Петровны Голицыной) на северной окраине тогдашнего города.
Власти начали судебный процесс сразу после вступления Кумбари в право собственности. Предметом спора была узкая прибрежная полоса, где проходила пешеходная дорожка, которая позже стала улицей Набережной, и такой же узкий участок с холма к берегу напротив острова «Спорт». Основная проблема состояла в том, что последний разделял усадьбу Кумбари на две части, против чего хозяин особенно возражал.
Трехлетние судебные заседания, и решение в пользу города. В знак протеста Александр Клеантович обнес свои участки высоким глухим деревянным забором, значительно испортило живописный пейзаж спуска. Правда пройдет время до принятия винницким советом решения об открытии паромной переправы на Замостье и облагораживание подхода к ней путем удлинения улицы Театральной (ныне Николая Оводова), не последнюю роль в этом сыграли открытые здесь купальни Топмана.
Наконец в 1908-ем главному архитектору города Григорию Артынову (1860 – 1919) был заказан проект облагораживания спуска к паромной переправе, а два года спустя четырехпролетная гранитная лестница со смотровыми площадками и коваными решетками-ограждениями были воплощены в жизнь. С организацией на острове в 1913-м тренировочно-досугового клуба «Спорт» актуальность ее с значительно возросла.
Конечно советский люмпен, что с оружием в руках захватил украинские земли в 1920-ом, десятилетиями только пользовался награбленным, так ничего и не изменив во внешнем убранстве спуска с лестницей на Кумбарах, но переименовав его в честь своего очередного соратника. После модернизацией же Сабаровской ГЭС уровень на этом участке Южного Бука поднялся более чем на два с половиной метра, похоронив под слоем воды и тот остров, и нижний пролет со смотровой площадкой лестницы Артынова.
Паромная переправа на Кумбарах просуществовала до открытия рядом Киевского моста в 1955-ем, поэтому на сегодня фактически гранитные ступени – лишь местная, так и не реставрирована достопримечательность для прогулок и романтических фотографий, особенно живописная в безветренный солнечный день, когда из небытия воды, как прошлое, проступают ступени затопленного пролета.
Архитектура
По воплощенным в жизнь проектом Григория Артинова гранитная лестница на Кумбарах имела четыре пролета с подпорными стенами не граненого камня, 118 ступеней и три смотровых площадки за коваными решетками (нижняя служила также местом ожидания и швартовки парома). На сейчас нижняя платформа вместе с 27 ступенями исчезли под водой, прочий же экстерьер не изменился.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Винницкая обл., г. Винница, ул. Николая Оводова (начало).
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий). В городе по главной (в том числе ул. Соборной), далее Театральная – Магистратская – Николая Оводова, в начале которой расположена лестница.
Общественным транспортом в Винницу, а затем по улице Соборной до Майдана Независимости, от которого по ул. Николая Оводова до ее начала, которую соединяет с берегом лестница на Кумбарах.