История
1873-й стал годом отсчета Винницы, как современного города – именно тогда на ветке Киев – Одесса появилась одноименная железнодорожная станция, железные колеса поездов которой привезли с собой в провинцию науку и прогресс. Это стало отправной точкой для быстрого развития, а потому имеющихся территориальных границ категорически не хватало, поэтому одно за другим городская черта поглотила все имеющиеся пригороды на правобережье Южного Буга, а далее, напротив центра, было только Замостье.
Именно поэтому где-то в два последних десятилетия XIX века Винницу с Пятничанами и Замостьем, где в то время начали зарождаться местные предпринимательские инициативы, связала паромная переправа, позже получившей название «на Кумбарах» по имени владельца большого поместья со стороны города. Кстати с последним город отчаянно судился за свободный проход к парому через его земли и в конце концов победило в 1897-ем.
С увеличением задействованности Замостье в городской жизни не без помощи известных купален Топмана, местная администрация в 1908-м изыскала деньги для строительства к паромной переправе величественной каменной лестницы по проекту главного архитектора Григория Артынова (1860 – 1919) через тот спорный участок рядом с островом (существовал здесь до строительства Сабаровской ГЭС).
Именно облагороженный спуск сделал переправу, купальни и новообустроенный в 1913-м на острове клуб «Спорт» с его гимнастическим городком, боулингом, крикетным и футбольным (на замостянском берегу) полями неотъемлемой частью винницкой жизни первой четверти ХХ века.
Своей актуальности переправа не утратила и после захвата власти в Винницкой красным люмпеном в 1920-м, так как первые десятилетия своего существования красные пытались самоутвердиться в мире за счет отнятых средств граждан накопленных при предыдущей власти грандиозными проектами, но отнюдь не развитием местной инфраструктуры.
Очередь до строительства так необходимого современного связующего звена с Замостьем дошла лишь десятилетие спустя после Второй мировой войны, когда городская застройка уверенно пересекла Южный Буг, и мосты, Центральный (1955) и Киевский (1960-е) стали насущной необходимостью. С их строительством Кумбаровский паром стал историей, превратившись из реального фортификационного объекта в легенду.
Архитектура
Фактически паромная переправа на Кумбары всегда была представлена на карте города только кирпичной тумбой, которая выполняла также гидротехнические функции местной водозаборной станции. Спроектированная вместе с ней она представляет собой круглое в периметре сооружение под купольным кирпичным завершением, которое украшает поясок выложенные из того же красного кирпича.
Дополнительная информация
Местонахождение: Украина, Винницкая обл., г. Винница, Замостянский район (берег парка Бригантина).
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий). В городе по главной, проходящей в том числе по пр. Вячеслава Чорновила, а далее – поворот на полуостров Бригантина, в восточной части которого расположена бывшая водозаборная станция и тумба.
Общественным транспортом в Винницу, а затем городским, следующего по пр. Черновола, до остановки «Переулок Жуковского». Дальше – к набережной парка Бригантина, где находилась переправа (храм святой Ксении).