История
Фактически отсчет своего существования небольшое поселение на склоне горы Красный Обрыв между немецким селением и Бердянском начало с 1800 года, и было оно вовсе не христианским – здесь жили мусульмане-ногайцы, принудительно переселенные царской властью с Северного Кавказа после очередной турецко-российской войны, называя свой аул Кенгез или Работай. Именно они в течение шестидесяти лет построили этот хутор с мечетью на одной из высот в его центральной части.
Первые христиане пришли сюда после поражения Московии в Крымской войне, когда у потомков Ногайской Орды появилась возможность воссоединиться со своими единоверцами (в 1860 году они всем аулом переселились в Турцию). Уже в следующем году в запустелые сакли московские власти заселила своих крестьян с курской губернии, тимского уезда, причем выделив каждой семье «подъемные» в размере 55 рублей и по 8,5 десятин земли на каждого.
Тогда же в поселок под новым названием Нововасильевка пришли и украинцы из села Берестового Бердянского уезда, хотя им оккупационная власть денег на дала, ограничившись лишь земельными участками. Именно с появлением последних на повестке дня появился вопрос строительства православного храма. Проблема была решена за два года – 1 сентября 1863-его храм освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери распахнут свои двери перед прихожанами (хотя полноценном смысле это и не была церковь, скорее кирпичный молитвенный дом).
Однако быстро разрастающаяся община Нововасильевки плюс активная конкуренция ее украинской и российской частей сделали свое дело – три десятилетия спустя на границе между половинами, на месте старой мечети, началось строительство нового единого величественного храма из кирпича, причем противостояние принесло свои положительные плоды для общего дела – каждая из общин пыталась вложить больше другой в строительство, поэтому святыня в маленьком селе вышла больше похожей на собор.
В 1895-ом церковь освятили по местной традиции в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, тем более в тот год праздновался 500-летний юбилей реликвии. Службу здесь проводил священник причетниками в качестве помощника, которым выделили под жилье общественные здания. Через десять лет ее настоятелем стал иерей Виктор Киранов в новейшие времена причисленный к лику святых.
Царский режим отправил на фронты Первой мировой 1914 – 1918 лет десятую часть мужского населения села, а закончилась та война падением Романовской семьи и захватом власти на восточных территориях Украины из-за измены европейских союзников УНР бешеным московским люмпеном под красными флагами, который в рамках своей атеистической борьбы закрыл на оккупированных территориях почти все храмы всех конфессий, а большинство еще и уничтожил физически.
Нововасилевской церкви повезло – ее советская власть только лишила куполов, колоколов и всейо церковной утвари. Она разоренная так и служил зернохранилищем местного, созданного на экспроприированных у крестьян землях, колхоза до 1934-го, когда сельсовет придумал для нее другую роль – местного клуба.
Немалые деньги, вложенные в переоборудование внутренних интерьеров святыни Владимирской иконы Пресвятой Богородицы под культурно-развлекательное заведение и покупку оборудования для показа художественных фильмов, послужили сельской общине всего семь лет, а затем на Приазовские степи ступила нога развязанной за два года до того Москвой вместе с нацистской Германией Второй мировой войны. В 1941 году красная армия бежала с Украины, а община возобновила богослужения через год, выбросив на свалку советский хлам.
Интересно, что и после второй советской оккупации 1943-го храм номинального не действующий местные власти так и не осмелилась трогать, хотя такое положение растянулось годы и годы – на заре возвращения украинской независимости богослужения в церкви возобновились. Официальное удостоверение религиозная община получила в 1991-ом уже согласно украинскому законодательству.
С установки куполов начался постепенный путь к полному возрождению собора, окончание самого масштабного этапа которого пришелся на 2011 год, а работы по внутренней отделке и росписи продолжаются и по сей день. Хотя обладание большой сокровищнице мощей 84 святых Киево-Печерской лавры, других святых и Почаевской иконы Божьей Матери превратило собор в место массового паломничества.
Архитектура
Утопающий в зелени и цветах комплекс собора Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, как корона Красного Обрыва, парит лебедем над поселком под его защитой. Сейчас в его состав, огороженный по периметру кованым забором, входят восстановленный величественный портал центральных врат с двумя калитками по бокам, непосредственно храм и плебания.
Сам собор – крестообразное пятиглавое (наибольший над средокрестием) кирпичное не оштукатуренное сооружение в неоклассическом стиле с несколько увеличенными в ширину осями трансепта (так что на каждой разместилось по две маковки на высоких световых барабанах) и двухъярусной колокольней над притвором. Благодаря ризалитам и массивному профилованому оштукатуренному лобовому карнизу большого выноса оно воспринимается более объемно, изящные штрихи выполнены методом объемной кладки в виде килевидных архивольтов высоких арочных окон со шропсами, спаренных и трехчетвертных колонн, пилястр дорического ордера, бровок и закомор создают полноту образа.
Портал центральных врат, который расположен напротив центрального входа строго с запада является современным трехчастным симметричным сооружением с декором в виде руста желтым кирпичом, высоких арочных проемов, профилированных филенок и карнизов, спаренных бетонных колонн центральной части и одинарных полуколонн – боковых, которые удерживают массивные антаблементы треугольных фронтонов.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Запорожская обл., с. Нововасильевка, ул. Соборная, 9.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е58 (М14) (Одесса – Николаев – Херсон – Новая Каховка – Мелитополь – Бердянск – Мариуполь) до поворота на Бердянск, затем вдоль Восточного проспекта до поворота на Нововасильевки по улице Соборной, вдоль которой расположен храмовой комплекс.
Общественным междугородним транспортом в направлении Бердянска (остановка с. Нововасильевка), а дальше – Соборной два квартала до святыни Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, или пригородным транспортом из Бердянска.