История
Они пришли на южный берег реки Юшанлы, чтобы превратить эту землю в рукотворный рай, в которой бы захотели жить их дети и дети их детей. Безземельные представители Молочанской меннонитской общины получили от своей управы пахотно-луговой надел в три тысячи десятин в 1857-ом. В том же году первые сорок семей переселенцев заложили основы существования небольшого поселка Александркроне. А уже через несколько лет в южном центральном квартале аккуратной четкораспланированной застройки (по двадцать домов с каждой стороны вдоль главной улицы) было решено построить школу для обучения местных детей.
Не очень большое здание образовательного учреждения сооружалось на средства и силами самих членов общины, поэтому в скором его двери распахнулись перед первыми учениками (число их быстро достигло максимальных шести десятков), которым преподавали науки два учителя.
Небольшая, построенная первой из всех социальных объектов поселения, школа была рассчитана всего лишь на один класс, поэтому с ростом общины и желающих получить более высокую степень начального образования из окрестных сел, перед общиной Александркроне, как географического центра, встал вопрос строительства дополнительных учебных площадей – так в 1906-ом родился проект Средней школы.
Так как к делу были привлечены представители других общин, к выбору месторасположения и непосредственно архитектурному воплощению подошли основательно: место было выбрано с прекрасным видом на увитый садами путь на Лифтфельд и реку, само здание было рассчитано на два класса с общей вместимостью в сто учеников, имело большой вестибюль для отдыха своих подопечных, учительскую и актовый зал, рядом был построен так называемый «Учительский дом» и конюшни.
Первый камень Средней школы был заложен в апреле 1906 года, работы под руководством мастера Матвея велись на средства и силами добровольцев всех заинтересованных общин, поэтому уже в сентябре того же года ее первые ученики смогли сесть за свои парты. Семь лет спустя, учитывая образовательные успехи и достаточную материально-техническую базу, образовательное учреждение изменило статус на училищный с торгово-коммерческим направлением.
А потом будет втягивание украинских земель оккупационным царским правительством в жерло Первой мировой 1914 – 1918, сопровождавшееся гонением на этнических немцев, падение царского режима, непродолжительный проблеск надежды на возрождение самостоятельной Украины и… вооруженная советская оккупация, которая положила конец эпохе меннонитского процветания, реквизировав все частное имущество граждан в пользу своего правительства.
Сельскую школу красные оккупанты приспособили под свои административные нужды, Средняя еще некоторое время выполняла образовательные функции, которые тоже прекратились вместе с началом боевых действий развязанной Москвой и Берлином Второй мировой войной 1939 – 1945 годов.
Оба школьных здания бывшего Александркроне (после объединения с Лихтфельдом поселок стал именоваться Грушевкой) устояли, но с возобновлением советской оккупации цель существования последнего власть коренным образом изменила – Средняя стала общежитием, в качестве которого действовал до падения тоталитарного режима.
Первые непростые десятилетия восстановления украинской независимости и образовательной реформы при упадке сельского хозяйства после ликвидации колхозов и значительном сокращении части сельского населения сделали нецелесообразным содержание школы в селе, поэтому здание Сельской перешло в частные руки с приспособлением под складские нужды. Средний повезло еще меньше – ее в 2000-е разобрали на стройматериал вместе с оградой, остался лишь приспособленный под частное жилье Учительский дом в неудовлетворительном состоянии.
Архитектура
Одноэтажное прямоугольное в плане крашеное по неоштукатуренному кирпичу сооружение под двускатной крышей расположено в центральном квартале главной сельской улицы. Оно представляет собой типичного представителя меннонитской архитектуры второй половины ХІХ века в сдержанном стиле поздней классики воспроизведенной методом фигурной кладки: угловые канеллированные пилястры на высоком стилобате с ширинками в антаблементе, наличники с шириночными акцентами и профилированной верхней частью, дентикульный пояс и профилирований лобовой карниз. Отдельно подчеркнут портал бывшего центрального входа – двухступенчатыми пилястрами и табличкой сложной формы.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Запорожска обл., с. Грушевка, ул. Александровская.
Как добраться
Автодорогой Т0401 (Днепр-Мелитополь), из Токмака по О081869 через села Веселое – Запорожье – Новониколаевка – Могутнее или из Светлодолинска через Орлово – Новониколаевку – Могутнее в Грушевку, в центральной части которой расположено здание бывшей сельской школы.
Пригородным или попутным транспортом, следующим из Токмака через Грушевку. Здание образовательного учреждения находится в ее центре.