История
В далекие доавстрийские времена, и первые десятилетия господства Габсбургской короны на украинском Прикарпатье эти земли даже городским окраинами можно было назвать с большим преувеличением, ведь еще по состоянию на 1800 год здесь были сплошные лесные чащи, в которых время от времени местная власть объявляла охоту на волков.
Лишь со стремительным укреплением Черновцов в качестве краевого административного центра, когда в первой половине XIX века началось быстрое отдвижение городских границ на запад, это удобное место для своей базы провианта выбрали австрийские военные, которые фактически стояли у источников появления Театральной площади как таковой под тогдашним названием ее названием вчесть Елизаветы .
Впоследствии, когда первая неупорядоченность в том числе оборонного характера буковинской столицы ушла в небытие, и для военных нужд были обустроены соответствующие помещения и полигоны в более пригодном для этих целей месте, освобожденную ими удобную площадь на западной окраине облюбовали для своего оживленного бизнеса со специфическим флером местные рыботорговцы.
Вопрос благоустройства площади, носившей на конец XIX века название Рыбной, в рамках плана приведения архитектуры Черновцов в соответствие с высоким статусом европейского города и главного административного центра автономного края, связанным с этим значительным ростом численности населения и, соответственно, площади города все острее поднимался на заседаниях магистрата, достигнув своего апогея 30 января 1900 года выделением земельного участка в его западной части для сооружения городского театра.
Добавила своего весомого слова по этому поводу и большая черновицкая еврейская община, которая с момента своего официального утверждения в городской черте приказом Иосифа II (1741 – 1790) за четыре года до его смерти, в течение столетия скиталась по арендованным помещениям и ютилась в тесных помещениях школы ( с 1860 года), которую долгое время делила с немецкими диаспорянами – по ее просьбе был выделен земельный участок северо-западной части площади для будущего Еврейского народного дома рядом с городским театром.
Строительные работы по проекту архитектора архитекторов Йозефа Шрайбера, которые начались осенью 1906-го, благодаря хорошему финансированию (большую часть заплатила семья Вагнеров) подошли к концу уже через два года. Торжественное возложение последнего камня в канун Нового, 1909 года открыло двери роскошной резиденции перед членами еврейской общины Буковины и их гостями.
С тех пор в стенах здания на Театральной 5 ни на миг не прекращалась активная жизнь: нижние этажи ее использовались для различных общественных мероприятий, религиозных и административных нужд, а верхний – был приспособлен под приватное жилье. В таком статусе здание не только пережило боевые действия Первой мировой войны 1914—1918 годов, но существовало весь период интербеллума.
Начатая Москвой и Берлином в погоне за эфемерным мировым господством кровавая Вторая мировая 1939 — 1945 с молчаливого согласия цивилизованного мира отдала украинские земли под оккупацию советской тоталитарной системе, лишившей национальные общины права на свою идентичность — так черновицкий Еврейский народный дом примерил на себя навязанную советами роль городского Дома культуры.
Законные хозяева смогли начать долгий путь возвращения своей архитектурной жемчужины только с восстановлением украинской независимости (после 1991 года): сначала решением городского совета здесь поселилось Общество еврейской культуры имени Элиезера Штейнбарга, а впоследствии открыл свои двери Музей историй и культуры евреев Буковины (основан 2008-ом) ). После реставрации второй половины 2010-х сакральное иудейское сооружение не только засияло всеми лучами своего первоначального обаяния, но и вернула на фасад аутентичную идентификационную надпись (в том числе на иврите) со священной Звездой Давида.
Архитектура
Угловое четырехэтажное кирпичное штукатурное сложнопрофильное в плане здание иудейского общественного центра, акцентирующее северную сторону застройки Театральной площади, архитектурным гением своего создателя родился на свет в качестве одного из лучших образцов ампира в эклектической обработке присущей прогрессивному началу ХХ века (последняя четко прослеживается в декоративной штукатурке руста нижних двух этажей).
Общую же картину внешних фасадов прорисовывают угловые пилястры дорического ордера французского руста, сложные фризы отчеркнутые профилированными карнизами большого выноса (второго этажа на триглифных кронштейнах, лобовой — на модульонах), полуколонны дорического ордера третьего яруса, удерживающие массивный прямолинейный сандрик на модульонах, коробовые арки в декорированных наличниках – четвертого.
Основной же архитектурный акцент здания составляют ризалиты парадных фасадов с доминантой перспективного центрального. Его пышный декор – это арочный портал с картушем во главе и глубокими арочными же, подчеркнутыми небольшими треугольными растительно-орнаментированными вставками нишами по сторонам, балкон с большим панорамным окном под охраной четырех атлантов, которые удерживают на своих могучих плечах двухъярусные полуканелированные колонны коринфского ордера на высоких украшенных табличками стилобатах (между ним окна со шропсами в обрамлении гирлянд), что в свою очередь поддерживают большой полукруглый фронтон с глубоким тимпаном в архивольте на модильонах и массивным картушем по центру, венчает это великолепие памятная табличка с датой окончания строительства сооружения под защитой орла с распростертыми крыльями и угловые тумбы с вазонами.
Музей
Полтора года понадобилось большой группе историков, научных работников, религиозных, благотворительных и просветительских организаций, чтобы 4 октября 2008 года в древнем эпицентре социально-культурной жизни черновицкой общины колен Израилевых для широкого зрительства распахнул свои двери Музей евреев Буковины. Ведь для организации экспозиции из едва уцелевших в водовороте тяжелого для всего мира ХХ века оригиналов документальных свидетельств, фотографий, открыток, бытовых предметов и религиозной утвари периода до советской оккупации, когда диаспора играла значительную роль на социально-политической арене буковинской столицы, поисковые работы велись в нескольких странах.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, пл. Театральная, 5.
Как мдобраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы). В городе: ул. Русская – ул. Главная – ул. Университетская – ул. Степана Бандеры, которая выходит на Театральную площадь с северной перспективой Еврейского народного дома.
Междугородным транспортом в Черновцы, затем городским – до Театральной площади, где расположен Музей евреев Буковины.