Могучие, безудержные, непокоренные, как сама жизнь, горные ветры седых Карпат… ну какими еще могли появится на белый свет истинные дочери своих родителей, как не свободолюбивыми и стремительными красотками в убранстве из разноцветного тончайшего цветочного шифона с легкими кружевными крыльями за спиной, прекрасными как сама Украина? Поветрули — мифические жительницы украинского фолклора.
Их дом родной — высокие горы укрытые мехом вечнозеленых смерек. Хотя холодное время года они не любят, прячась на этот период в только им одним ведомых глубоких пещерах, чтобы в теплом сне забытия переждать все непогоды, обильные дожди и метели. Поветрулевое время — от расцвета первого весеннего цветка и до последнего упавшего с дерева листочка, именно тогда веселыми стаями и поодиночке, как говорят в народе, их можно встретить на залитых солнечными лучами горных лугах или на краю речного берега, в лесных зарослях или резвящимися в хрустале озерных вод.
Кстати, именно при принятии прекрасными дочерями ветра водных процедур — единственное время, когда простой смертный может хоть на мгновение подчинить их дух, похитив крылья. Они сами придут за своим главным сокровищем к укравшему, а там уже по собственному усмотрению: или требуй исполнения желания, или попробуй жениться на этой рыжеволосой красавице с голубыми глазами, если хватит сил терпеть ее капризы и ветренный характер (от таких союзов, говорят иногда даже дети рождаются), но всегда помни, что любовь и исполнение обязанностей поветруль продолжаются ровно до того момента, пока они не получают назад свои крылья.
В этих крыльях скрыта вся магия чаровниц — их силой они по желанию могут надежно укрыть от любой невзгоды объект своей временной страсти (обычно происходящих из пастухов), да не одного, со всем его стадом; а могут в гневе одним взмахом покрутить позвоночник нерадивому любовнику или ствол дерева в узел, чтобы тот привалил его стадо (с той же целью может поднять вихрь).
Имея непоседливый нрав, но доброе сердце поветруля всегда на стороне любви, поэтому в народе говорят, что всегда можно заручиться их поддержкой в деликатных делах сердечных, для чего она не жалея своего времени и сил может и старухой обернуться, чтобы мудрым словом побудить объект чьей-то страсти обратить свой взор на влюбленного, или молодой подружкой-наперсницей подтолкнуть колеблющееся сердце в верном направлении. Хотя если чабану в далеких горах то и дело снится его далекая, то на десятый раз именно дочь ветров спустится к нему в образе любимой, чтобы успокоить истерзаную тоской душу.
Единственный кого боится озорница-поветруля — это дух леса чугайстер, который может подкрасться к ней во сне, и тогда жди беды. Ибо из-за какой-то взаимной нелюбви, истоки которой теряються где-то в седой древности украинской мифологии, схватки между ними заканчиваются очень плохо.