Древний украинский оберег, вышитая рубашка, через повторяющийся рисунок которой передавалось все накопленное поколениями предков духовное родовое наследие, всегда ценился на вес золота; не зря же о счастливцах говорили: «В рубашке родился». Ведь создание ее требовало многих часов и частицы души ее создательницы, а основные мотивы бережно хранятся в украинской культуре еще с времен Триполья (V – III тыс. до н. э.).
Вышиванку дарила невеста – любимому, мать – ребенку, жена – мужу. Такими ценными подарками отмечали большие праздники, как например помолвка, первый день весеннего сева. Отрезы на рубашки развешивали на ветке вдоль реки в Русалкину Пасху, чтобы задобрить духов воды. Недаром же для хранения священного дара, рубашки и доски из гроба святого Дмитрия, князь Изяслав Ярославич построил в стольном Киеве целый храм в конце XII века.
Первую, вышитую матерью, рубашку младенцу одевала повивальная бабка сразу после рождения, и хранили ее в семье вплоть до рождения внуков того младенца, азачастую — клали в гроб после его смерти. Особым магическим содержанием украинцы наделяли первую вышиванку первенца новой семьи, которую потом одевали в первый день после рождения на всех его младших братьев и сестричек, чтобы они всю жизнь держались вместе, не предавали семью и друг друга.
Интересно, что гендерное равноправие в Украине-Руси было исконным, и одним из его материальных проявлений было наличие одинаковых по крою и рисунку вышивки (кроме растительного) женских и мужских рубашек. При чем считалось, что чем больше узлов на рубашке, тем длиннее будет жизнь ее владельца, ведь мастерица теми узелками духовно «привязывает» тело к грешной земле.
Вышиванка – фактически потусторонний двойник человека, вторая кожа, не зря же говорят: «Своя рубашка ближе к телу». Поэтому по понедельникам, средам и пятницам, как «трудным» дням, новую рубашку украинские народные традиции не рокомендовали одевать, ведь судьба ее ношения будет такой же непростой.
Вцелом даже в любой другой день недели перед одеванием обновки нужно было провести специальный магический ритуал: трижды бросить нож на каждый из рукавов или провести ножом свсередине нее от подола до горловины (чтобы выгнать всех пришитых при изготовлении духов и была вещь износостойкой, как железо), для этого же ее одевали после пошива не стираной; пронести над огнем (чтобы изошол вихрь беления ткани), потрепать ею пять раз о косяках входной двери с прибауткой: «Рубашка – на тело, лени – за двери); на будущее для духовной защиты от «злого» глаза и « нечистого – прицепить возле воротника булавку головкой вверх.
Из примет за вышиванку водятся: наоборот одеть — кто-то будет побьет (для предотвращения этого ее надо снять, потоптаться по ней и снова надеть), сушить женскую рубашку только пазухой вперед и рукавами вниз — к легким родам, передом к солнцу — к свежему красивому лицу, на Пасху рубашка «хоть лихенькая, но чтобы беленька» – к счастливой жизни, если заблудившимуся одеть вышиванку задом на перед (в другом варианте вывернуть) – выйдешь из леса, ударить горящей нижней рубашкой сглазенного – снять заклятие, искупаться ночью в рубашке наизнанку или первую жаринку из печки под рубашкой из рукава в рукав провести и бросить за спину – снять испуг, малышу чистую рубашку в воскресенье одеть утром – «для Бога», днем – «для людей», на закате – «на нечистого», ведьма перед началом ритуалов оголяєтся, потому что одежда от Бога ее печет.
Для дополнительной магической защиты, основу которой составляли вышитые гладью, крестиком или мережкой символы-обереги украинских мастериц, в воротник (или подол) рубашки зашивали дольку чеснока, щепотку соли, хлебную крошку или магические зерна. На Купала перед походом в лес обязательно нужно было помыться и переодеться в чистое, а перед сбором лекарственных трав и корешков, имеющих в тот день особых сил — снять с себя всю одежду (там где не слышно петухов), чтобы целебные свойства остались в собираемом гербарии, а не осели на одежде.
Даже рубашечная ткань имела свое отдельное содержание: закрученная вихрем — к безумию, золеная в понедельник, среду или пятницу — к беде, а раскроенная и сшитая в четверг считалась самой счастливой.