Он вошел в украинские летописи тем, чья фамилия стала синонимом настоящего украинца, передав через свою кровь потомкам такую непоколебимую гражданскую националистическую позицию густо замешанную на любви к родной земле и жажде свободы, которая не ломается несмотря на преследование, ненависть, пытки и смерть, когжа желто-голубоэ знамя окрашивается в красно-черное. Андрей Бандера — общественный, политический, церковный деятель Украины с семьей-легендой и фамилией, которую знает весь мир.
Ну кем еще могли вырасти дети отца, весь смысл существования которого сосредоточился в духовной борьбе за волю Украины с оккупационными властями всех стран, всех времен, всех мастей и вдохновение на сопротивление других? Ведь его собственный путь воителя начался еще на богословском Львовского университета, во время обучения на котором выходец из галичского Стрыя вступил в ряды Украинской национально-демократической партии с ее проповедованием автономии для украинских Буковины и Галиции (до начала Первой мировой войны еще находились в австро-венгерском подданстве), а так же поддержки украинского освободительного движения на оккупированных Московией землях.
Сан из рук самого Андрия Шептицкого в 1906-ом, служение в франковском Угринове, женитьба на Мирославе Глодзинской, рождение одного за другим семерых детей, собственная на Калущине… ничего не изменили, лишь увеличивали его паству, до которой он доносил свои националистические идеи через пастырское слово.
Активная деятельность Андрея Бандеры в «Просвите», «Единстве», «Луге» стали лишь одним из вех на пути становления как одного из активных национал-политических деятелей эпохи восстановления украинского суверенитета 1918 года Бойковщины, подпись которого стоит на Акте злуки, вдохновением и усилием которого формировались добровольческие отряды Калушского уезда, с благословением которого бойцы 9-го полка Украинской Галицкой армии шли в бой…
Период интербеллума, не смотря на давление и преследование оккупационных польских властей активных деятелей националистического движения, отец Андрей продолжает свою пастырско-просветительскую деятельность сначала как священник храма в Староом Угриниве, затем — Воли-Задеревацкой и Тростянце Долинского уезда. Он так и остался до последней капли крови украинцем, даже с реальной перспективой страшного наказания за это от московских советов, которые оккупировали Галичину в 1939-ом, не покинул прихожан ради спасения собственной жизни, хотя безопасный маршрут в Мюнхен несколько раз организовывали для всей семьи Бандер украинские партизаны.
Неотвратимая трагическая развязка произошла 22 мая 1941 года, когда за Андреем Михайловичем пришли советские палачи из НКВД. Вместе с ним под надуманным предлогом были арестованы дочери Марта и Оксана. А дальше будут быстрое эпатирование в Киев, безконечные допросы, страшные пытки и смертный приговор через два часа после начала судебного заседания 8 июля 1941 года. Незаконный вердикт был исполнен через два дня после вынесения, ведь большевикам было не до сохранения видимости юридической легитимности — немецкая линия фронта быстро приближалась к украинской столице.
Место захоронения отца Андрея так и остается неизвестным, несмотря на реабилитацию 8 ноября 1992 года (есть предположение, что оно находится в Быковне, как и других киевских политических жертв НКВД ). Эпитафией же всей жизни могут служить имена его детей-героев, прославивших фамилию Бандер на весь мир, превратив в символ свободы, непокорности, мужества и патриотизма (все четыре сына, включая знаменитого Степана, погибли в борьбе за Украину, а три дочери — стали мученицами советских оккупационных концлагерей).