Воспетая веснянками и напевами первых птиц, согретая солнечными лучами, овеянная теплыми ветрами, украшенная душистыми цветами, прекрасная и живее самой жизни, она легкой походкой шагает по украинской земле, и под ее хрупкими ножками расцветают цветы и травы в радостном возвращении к бытию после продолжительного зимнего сна смерти. Славянская Леля – дочь покровительницы вселенной Лады.
Ее приветствовали на Красной Горке 22 апреля перед Ярилкой Вешим, и еще кликали Лельником, Ляльником, Великой Ладой или Девой, что зафиксировано на словянских просторах еще в VI – V тыс. до н.э. В народном воображении этого дня Лада становилась на пригорок, оглядывала все вокруг и начинала наводить порядок после неистовства зимы и ее сыновей в течение долгого сезона холодов, пока ее очаровательная дочь Леля бегает-резвится по только-только позеленевшим полям и садам, радуясь возвращению на украинскую землю.
Это был девичий праздник Лели да ее земных подружек под защитой богини Земли и всего сущего на ней, брачного союза и женского плодородия. Поэтому девушки в этот день освобождались от любой домашней работы, красиво наряжались и шли вместе праздновать-чествовать весну танцами и песнями-веснянками на живописные берега рек-прудов, в рощи да на луга.
Там они выбирали в своих рядах самую прекрасную, украшали ее цветами-травами, ставили на пригорок – Красную Горку, оставляли свои веночки вокруг нее, к ногам красавицы стали кувшин молока, клали головку сыра, белый каравай, масло и водили хороводы с обрядовыми песнопениями (веснянки-гаивки), по окончании чего угощались освященными таким образом дарами природы, а «Леля» снова надевла подружкам их веночки на голову, «венчала» (иногда потом эти сплетенные душистые травы пускали за водой с зажженной свечой внутри или хранили до следующей Лады). Гуляния продолжались до третьих петухов (третьей ночи).
Так как Лада в этот день со своей Красной Горки (которые издавна считались естественными храмами богов, в которых те отдыхали во время своих земных путешествийв) придирчиво следила и паровала все живое, считалось, что для девушек обрученных или венчанных в этот день союз будет очень удачным. Только обязательно надо было принести богине земли подарки — белого хлеба и белого же петуха, которых оставляли на Красной горке близь села.
В православии Лельник перекрестили в честь святого Луки, хотя в украинском народе его не любили, ведь «К весеннему Луке ни хлеба ни муки, как пришел осенний Лука – хлеба полные засеки».
По украинским приметам: как погода не установилась до Антипа, к сухому году-лету; зерно Лады двинется (посаженное обязательно прорастет); саженный на Луки лук, как полная луна; Леля пришла – птиц привела; хорошая Ляля — хороший год, урожая будет до самого неба.