Как миг над украинской землей пронеслось все веселье головокружительно-быстротечного весеннего периода возрождения и буйства природы, позади вместе с сладостно-дурманящим ароматом цветов и трав, птичьими оркестрами, пчелиными жужжанием в неусыпных трудах, магией Купальской ночи в качестве его апогея, в котором день и ночь, лето и зима, жизнь и небытие меняются ролями, чтобы на полгода уступить дорогу в вечном цикле бытия. Лето в самом зените, но тихие шаги холодов уже ощущается где-то за горизонтом, и их походка становится все увереннее с каждым днем, начиная с Петра и Павла, которые «день отрежут» (29 июня).
К Петру в Украине готовились, как к большому празднику с обновлением побелки, праздничными рушниками, обновленными ароматными травами, свежими цветами, убранным домом и двором. И хотя день и был полностью не рабочим, должен был сжат первый сноп.
Один из самых любимых праздников украинских гурманов (Петровочка, как его ласково звали в народе) богат торжественным столом со вкусными мандриками, варениками и галушками, к которому звали всех знакомых и родственников, чтобы они отведали хоть по одному мандику с обязательной ложкой меда второй качки, чтоб «кукушка подавилась» (перестала куковать), потому как в противном случае это будет предвещать для села голод, неурожай, болезнь, смерть. К тому же съесть на Петровку мандик, как утверждает народная молва – на год вперд защитится от лихорадки.
Это поверье нашло свое отражение в появлении украинского обрядового игрища «охота на кукушку» (ее укрытие в «капусте» и «кропиве» от воробьев-преследователей), которая стала непременным ритуалом на Петра и Павла. Согласно другой легенде, кукушка перестает куковать, потому как именно 29 июня превращается через год своей жизни – в ястреба-перепелятника, через два – обычного ястреба, а на третий – в орла.
Наряду с обрядом для старшего поколения «удавить кукушку» (будущую «Петровочку-голодовочку») для молодежи была своя задача – проводы русалок, птиц, змей за село, обратно «в водоворот», чтобы они забрали с собой лень и легкомыслие, потому что следующие месяцы потребуют максимальной отдачи сил всех членов семьи для приготовления достойных запасов на зиму.
Для детей и подростков на Петра и Павла было отдельное развлечение — качели и прыжки на доске, которые пришлое христианство тысячелетие пыталось любым способом искоренить, как и традицию пения купальских песен, но они живут в украинских городах и селах и по сей день, к тому же два столетия как положенные на бумагу для лучшего запечатления не равнодушными.
Кроме того со временем святым была делегирована миссия духовной охраны поля и урожая на нем, в помощь чему до рассвета жгли костер на холме у села, чтобы помочь солнцу-Яриле в этот день «заиграть» после летнего солнцестояния, когда он начинает терять свои силы. А вот в лесу в этот день опасно, потому что происходят звериные разгры-игрища, не зря же Петр и Павел выступают также «волчьими святыми».
Еще 28 июня традиционно по украинскому народному календарю считается днем рыбаков и рыбалки (праздник Водяного, который христианство перекрестило на «апостола Петра, отца рыбака»). Самые упорные почитатели этого искусства до восхода шли на свою охоту, но на этот раз только до ритуальной первой рыбы, которую к тому же домой не забирали, а отпускали «на расплод».
Также Петр с Павлом числились в небесных покровителях пастухов, которые в честь этого на выгоне устраивали себе громкое гулянье, а чтобы их поздравить с профессиональным праздником хозяйки скота щедро одаривали их мандриками и позволяли забрать от каждой коровы по одному надою молока.
А кто найдет на Петровочку распустившийся петров-крест, вырвет его с корнями и засушит на оберег — тому земля отдаст одно из заколдованных сокровищ, погребенных в ее недрах.
До сегодняшнего дня в украинском фольклорном обиходе давние поговорки и приметы: доставайте серпы, Петриковки пришли; Петров пост вышел, сенокос — зашел; Святой Петр рожь зажинает; с Петров-дня красное лето, зеленый покос, зорница блюдет хлеб; плохой поросенок и в Петровку мерзнет; бабье лето только до Петра, а после – лето красное; до Петровки молока – ведерце, а после едва кувшин наберется; жатва на Петра, голод возле Рождества; когда на Петра слякоть, будет летом много болот; по Петру нет ни муки, ни крупы; пришел Петрок — оторвал с ветки листок; как на Петривочку жарко, то на Рождество морозно; до Петра не жди тепла, а по Петре и душа в тепле; если хлебов урожай, то и Петр с Павлом его не отнимут.