Второй и самый уважаемый из всех дошедший из глубин веков тридцати братьев-богов Спасов, которым люди обязаны за каждый вид урожая, дарованных ними украинцам-хозяевам в текущем сельскохозяйственном году. Время царства небесного на земле. Третье после Страстного четверга и Зеленых праздников пришествие духов предков пришествие на землю из Рая. Вторая встреча осени, Яблочный, Большой или Спас на горе.
Главные приготовления к празднику состояли в тщательном собирании «снопа-рая» или просто «Спаса», который вязался из лучших колосков вынутых из каждой своей копны бережной рукой хозяек, чтобы освященным 6 августа храниться в амбаре или на чердаке до Сочельника, когда хозяин торжественно водружал его в красном углу «на добрый урожай» в следующем году, и выпекание праздничного каравая из зерна нового урожая, потому что в этот день «сам Бог тесто месит».
Спас на горе издавна в Украине считается самым уважаемым праздником августа месяца (Боженька в раю угощает души умерших детей золотыми яблочками), и начинался он с торжественного шествия в церковь всем семейством с полными спелых яблок и груш корзинами, обжинковыми веночками, разноколосиными букетами (которые потом развешанные по стенам жилищя будут весь год оберегать семью от проделок нечистого), чтобы встретить восход солнца праздничной заутренней молитвой благодарности небесным покровителям за щедрые фруктовые дары ради духовного очищения.
С давних времен в Украине существовало поверье, что до Великого Спаса яблоки «нечистые» и есть их опасно, магический наворот с них снимается только лишь святой водой и искренней молитвой в церкви 6 августа, да и свои съедобные качества они сохраняют только до Крещения, а после – потреблять их можно только сушкой настоянной на «живой» воде (остатки свежих необработанных яблок отдавались скоту). При надкусывании же первого яблока надо мысленно загадать желание с приговоркой: «Душу міцну надумую, душу трудну заклинаю, по Другому Спасу нехай збудеться…».
Бог урожаев Спас, приходящий на землю «с посевом, а идущий с жатвой», был единственным, кто имел право «святить» васильки, поэтому-то на его прадник вцерковь девушки и женщины несли на освящение огромные букеты этих украинских магических символов мужской силы, плодородия и потустороннего мира. Вместе с ними святили морковь от «желтухи» (причем вырвана она должна была быть в то же утро с закрытыми глазами).
У пчеловодов мед, собранный на Большого Спаса, считался особенно ценным, а свеча-трица из его воска считалась самым надежным оберегом от злых чар и болезней. А еще Второй Спас служил сигналом селянам для посева озимки.
Из поговорок-примет на Второе встречание осени в украинском фольклоре сохранились следующие: Спасовка – ласточка, а Петровка – голодовка; пришел Спас – держи кожуха прозапас; Спас – всему время даст; как прошел второй Спас — держи варежки про запас; как придет Второй спас – у комаров отнимет бас, а когда придет Пречистая – заберет нечистая; Первый Спас час припас, Петр и Павел – два прибавил, Илия-пророк – три приволок.