Жертва политических амбиций. Георгий Кирпа

Простой сельский паренек с Хмельнитчины, едва не ставший первым лицом Украины. Талантливый инженер железнодорожного транспорта. Амбициозный карьерист, который в должности министра транспорта начал модернизацию Укрзализныци. И вместе с тем топ-коррупционер с огромным поместьем на берегу искусственного пруда и Майбахом явно куплеными не на министерскую зарплату. Ушедший, оставив после себя загадку своей смерти. Георгий Кирпа – инженер, политик.

Видимо рядовой юноша из хмельницкой Клубинки, приехавший со школьным аттестатом на руках поступать в Харьковский институт железнодорожного транспорта, и мечтать не мог, что когда-то его личность всерьез будут рассматривать как претендента на первое кресло страны, а имя войдет в новейшую историю Украины.

Три десятилетия на Львовской железной дороге, дослужившись от рядового инженера до ее руководителя, по состоянию на 1999 год Кирпа уперся в потолок своего профессионального карьерного роста. Активная поддержка избирательной компании Кучмы на второй президентский срок и докладная записка в обход непосредственного руководства на имя повторно избранного президента с предложением реформирования железнодорожной отрасли расчистили Георгию Николаевичу путь в киевские чиновьичьи кабинеты.

Три года в киевских кулуарах власти, и в 2002-ом с подачи Кучмы Кирпа становится первым замом министра транспорта Украины и гендиректором Государственной администрации железнодорожного транспорта, а еще через два — занимает кресло своего вчерашнего начальника. На посту свои обещания он воплотил в жизнь: железнодорожная инфраструктура от путевого хозяйства до вокзальных зданий активно модернизируется, подвижной состав — обновляется, вводятся новые программы поддержки для школьников, а вместе с ними строится первая в Украине скоростная автомагистраль Киев — Одесса и разрабатываются проекты речного судоходства по Дунаю и Днепру.

Но и о своем кармане господин министр тоже не забывал: зарегистрированные на сына и других членов семьи фирмы, на льготных условиях арендовавшие у Укрзализныци товарные вагоны и склады, сверхдорогой Майбах в люксовой комплектации, гектарный участок в элитных Бортничах под Киевом с двумя трехэтажными домами на берегу пруда, в которых даже были и бассейны с беломраморными статуями. Но непомерные амбиции, тем более что его прочили новым президентом Украины, сделали свое дело — для частного строительства уже был зарезервирован новый участок в заповедной зоне под Киевом в шесть раз белый за предыдущий.

Но судьба – капризная дама, неожиданно Кучма вместо Кирпы на пост премьера (последняя карьерная ступень перед президентством) назначает представителя клана донецких, Януковича. А потом грянул 2004-ый, фальсифицированные олигархическими кланами выборы, Помаранчевая революция… Он, не смотря на конфронтацию, поддержал Януковича, организовывал отправку в Киев бесплатных поездов поддержки с Востока. Но отношения между ними оставались напряженными, СМИ даже утверждали, что премьер избил своего министра транспорта за допуск нескольких поездов с Запада Украины в столиц, да так, что последний попал в больницу.

А дальше произошло 27 декабря 2004 года. Утром гонки на квадрацикле (любимое развлечение-моцион Георгия Николаевича), прием киевских гостей из СДПУ в обед, неприятный телефонный разговор, просьба к двум своим охранникам растопить баню… а дальше выстрелы и тело Кирпы обнаруженное там же в 6 часов вечера с пулей 5,45 мм в голове.

И хотя гильза и восьмизарядный пистолет ПСМ по официальной версии указывали на самоубийство, но как версий причин происшествия, так и обвинений властей в скрывании убийства Георгия Николаевича (ведь соседки видели его сутра в радостном настроении и слышали несколько выстрелов, принятых ними за взрывы питард) было придостаточно. Добавляло сомнений и место происшествия, ведь баня была единственным в усадьбе местом без видеонаблюдения.

Причины убийства и самоубийства назывались одни и те же: конфликт с Януковичем (отказ от выделения дополнительных тридцати поездов на Восток), угроза уголовного производства растраты огромных сумм государственных средств (в том числе на финансировании нового моста в столице), передел сфер влияния и финансовых потоков в условиях политической неопределенности . Но дело в реестре так и осталось без конкретики.

04-08-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.