По народному календарю 16 августа в древности считалось последним днем украинского лета, когда братья-боги Спаси возвращались в Рай вместе с гостившими у родни душами предков, оставив после себя на земле дорогу устланную природными щедротами и полными закромами, клунями, подвалами. С собой они забирали все запреты на употребление даров нового урожая. Третий, Ореховый, Хлебный Спас, Послеуспения, Третья встреча осени, праздник Лешого.
Праздник Орехового спаса, традиционно отмечаемый в Украине 16 августа, знаменует фактическое завершение горячей поры сбора урожая, как венец тяжелого многомесячного труда весенне-летнего садово-полевого сезона. Этот долгожданный в любом селении день был большой радостью с легким муаром печали об уходящем лете с его теплом, радостью разноцветия и фруктово-овощным разнообразием. Хотя и в этом муаре были свои жемчужинки вроде исчезновения самых ненавистных насекомых сезона, комаров («как придет Второй спас – комарам отберет бас, а как придет Пречистая (15 августа) – заберет их нечистая»).
Традиционно после дневных хлопот с последним посевом озимки (ведь последний Спас, хоть и числился в народном календаре, как праздник, но не отмечался так торжественно, как Второй) семья собиралась семейным кругом для обеда на краю поля с обязательными пирогами из зерна нового урожая и непременной обрядовой гречневой кашей. Также в украинских городах на этот день приходились первые богатые ярмарки.
Христианство перекрестило древнеславянский праздник братьев-богов урожая Спасов на свой праздник, в котором даже оставило главное слово, добавив «На холсте» (Нерукотворного лика Господня), обрядив его в доспехи легенды о чудотворном образе Спасителя появившемся на рушнике после вытирании Христом своего умытого лица. Образ тот вылечил проказу правителя Эдессы Авгара, а дату обосновали переносом того рушника в 944 году из Эдессы в Константинополь.
Особую радость дарило окончание поста-Спасовки детям, ведь именно тогда дозревало главное их лакомство — орешник, которого до 16 августа трогать категорически воспрещалось, потому как по народным верованиям до того на нем жил нечистый способный навсегда отравить душу и тело.
А еще именно 16 августа считалось праздником Лешего, которого до восхода солнца нужно было угостить пирогами из зерна нового урожая и традиционной гречневой кашей оставленными на пне где-то на лесной поляне, чтобы он задобренный гостинцами «не водил» дарителя.
К любимому летнему празднику в украинском фольклоре нашлись меткие слова, запечатленные в рифмованных приметах и присказках: промелькнул последний Спас — бери варешки в запас; пришел Третий Спас, ушло лето от нас; как аисты улетели на Третьего спаса – на Покровы станет мороз; мелькнула Спасовка — отлетела последняя ласточка; миновал Спас — держи кожуха про запас; до Спасовки пчелы — на пана работают, а в Спасовку — на себя; собраны на Хлебной конопли — мягкие и пушистые, как коровайная мякоть.