У него так много имен, что все их так сразу не вспомнишь… Белый, Светлый, Страстной, Навская Пасха. это один из самых уважаемых дней в украинском народном календаре, ведь чистота и порядок уж не одно тысячелетие живут в генах украинцев, передаваясь из поколения в поколение. Наведение порядка в каждом углу подворья, в доме – от крыши до последнего темного угла кладовой, и хотя этот сверхтяжелый труд, но и результат душу радует и греет, окупая все потраченные усилия.
Чистый четверг расчищает дорогу Пасхе, не зря же он приходит за два дня до великого праздника, чтобы хозяйки успели все подготовить и прибрать, но и космическим прахом да человеческими стараниями припасть вся чистота не успела. Даже хлеб посеянный в этот день, по народным поверьям, родится «чистым» (без сорняков).
Главным неизменным тысячелетиями обрядом украинцев было купание на Навскую Пасху до восхода солнца, тогда вода на год вперед своими щедротами здоровья отсыплет (потому-то даже «ворон в этот день носит своих воронят купаться, поэтому и живут они потом сто, двести, триста… лет»). После обрядового купания обязательно надевали чистенькую рубашку. Купель и полотенца оставляли в месте купания до утра пятницы (чтобы «прародители тоже скупались»).
В этот же день устраивали большие пострижины от старого до малого, чтобы волосы не лезли, а были густы и шелковисты (по народным поверьям делать это было стоит под яблоней для лучшего эффекта). Для красоты же стоило умыться утренней росой или речной водой.
Днем, пока хозяйки хлопотали по дому, выметая, выскребая, вымывая от потолка до пола весь мусор и хлам накопленного за долгий период холодов, красили пасхальные яйца, пекли пасочки и варили обязательный кисель «для Мороза» (его выставляют на крыльцо с приговоркой: «Мороз, Мороз, иди есть кисель! Не бей рожь, бей куколь!»), на совести хозяина оставалось подворье – он должен был вычистить конюшни, хлева и погреба, а также побелить дом на ново, потому что белый – это цвет Великого Воскресения (не зря же говорят в Украине: «На Великдень сороча хоч плохенька, аби біленька»).
Вечером после окончания всех дневных забот шли на службу в церковь, из которой возвращались домой с зажженными так называемыми громничными свечами (одна в честь неба, вторая – земли, третья – всех живых), которыми рисовали сварги-обереги на сволоках и наличниках, чтобы нечистый не мог попасть в дом. А из ее капель изготовляли восковые шарики-бусины, которые для магической защиты носили или в специальном зашитом мешочке, иль просто ожерельем на шее; особенно они помогали от лихорадки. Вообще все освященное в этот день в церкви считалось наделенным магической защитной силой.
Недаром Чистый в народе еще в некоторых украинских местах считают Навским (Навий), когда души предков приходят на землю в гости к своим потомкам, ведь четверг перед Пасхой окутан аурой мистики: сделай борону осиной бороной — ведьма сама прибежит, распали печку отложенных по одному в течение великопостных четвергов поленьев – она же приметелит просить соли, муки или сахара, протопи печку осиновыми дровами — колдун придет за пепелом… Поэтому и готовят в Страстную защитно-лечебную коричневую соль (запекают на лужайке готовой на тех же четверговых полках), хотя лекарством также считались чисточетверговые хлеб, вода и тот самый пепел.
А еще говорят, если три года подряд отстоять службу Божью на Чистый четверг, принести с нее непогашенную свечу, обойти с той свечой двор кругом и подняться на чердак, то там можно встретить домового, а кто его увидит, тому счастье он отсыпет без меры.
После всех забот Великого Четверга, уже после захода солнца, вся семья садилась ужинать с чувством хорошо выполненного дела, в чистом доме, с хорошо убранным двором, спеченными пасочками, покрашенными пасхальными яйцами, сожженным после уборки веником… Торжественный стол обычно украшали блюда из Страстного меню: кутья с медом и маком, вареники с сушеными вишнями-черешнями, рыба и капустняк.