Добро и зло в одной маленькой птичке. Воробей

Столько шума и споров, как вокруг одной маленькой серенькой птички, пожалуй, не поднималось по поводу ни одного другого живого или неживого существа в украинской культуре; и подпитываемые в том числе недалекими пришлыми христианскими церковниками эти баталии продолжаются поныне. Так традиционно воробей в Украине выступал, с одной стороны, символом верной любви и общественного единства, с другой — чуть ли не отождествлением самого нечистого, и эта бинарность никак не мешает этому маленькому пугливому существу разнообразить и оживлять своими шумными толоками бесконечно-долгие зимние украинские дни.

Воробьи по своей природе домовитые однолюбы, поэтому неудивительно, что согласно украинскому брачному символизму они выступают залогом верных отношений с крепким и дружным домом, бойкого и хозяйственного супружества, лада и большого приплода ребятишек – ведь эти маленькие пернатые смело защищают свои дома и потомство, в случае нахождения пищи созывают на угощение всех своих родычей-собратьев. Считается, что даже на великое Сретение это единственные птицы, которым боги позволили венчаться и вить гнездо, ибо жизнь их слишком коротка, чтобы тратить ее на празднования и праздность.

Недаром даже в легендах о княгине Ольге они наряду с голубями выступили инструментами мести киевской правительницы за смерть Игоря: она взяла дань с древлян тремя голубями и тремя воробьями, к которым ее дружинники привязали по тростинке и подожгли, чтобы в сумерках птицы полетели домой (первые — в голубятни, вторые — под стрехи домов) и совершилось страшное огненное наказание врагов. В украинской мифологии дохристианской поры же они выступали символами жертвоприношения: голуби — Белобогу, воробьи — Чернобогу.

В то же время легенды христианских священников о якобы криках серых воробьев над распятым на кресте «Жив! Жив!», что вызвало дополнительные пытки и пронзание Христовых грудей копьем (после воскресения тот, кто учил человечество прощать, будто бы проклял этот птичий род за голос, которым их наделили небеса — поэтому-то в теплые края они не улетают и даже ходить нормально не могут, лишь прыгают («грех лапки связал»)) — упали на благодатную ниву человеческой ненависти к этим маленьким птицам из-за их посягательств на посевы и урожай конопли, не смотря на их помощ в больбе с вредителями.

Согласно библейской же легенде вина за то, что лягушки и жевжики (как еще изредка называют этих малых шумных пернатых камешков) прыгают на двух лапках, а не ходят по земле как все прочие им подобные, лежит целиком на Ное, который забыл их на своем Ковчеге, отпуская после Великого потопа пары живых существ на волю — так и живут они с теми невидимыми путами до сих пор.

В украинском эпосе, который с древних, задолго дохристианских, времен существовал в согласии со вселенной и всеми ее тремя царствами (подземным, земным, небесным), сохранилось немало магических заклятий и обрядов, призванных предотвратить воробьиное вмешательство в хозяйственные дела. Так, например, коноплю сеяли всегда босиком («потому как воробьи семена поклюют»), после сева выпивали сырое яйцо («чтобы воробьи коноплю не пили») и голяком с хлебчиком-забудьком в руках (при вынимании забытый в печке) оббегали поле трижды кругом с приговором: «Как не может по миру голый ходить, чтобы так не могли воробьи моих подсолнухов пить!». На Семена хозяйки в праздничном убранстве сыпали воробьиным стаям конопляное зерно нового урожая, а у кого не было — просо, пшено и пшеницу («воробьи у Симона обедают»). А еще меряли покойницкой меркой поле с заговором: «Приди, (имя покойного), воробьев отговори, чтобы летели на леса-болота, чтобы миновали просо, пшеницу и это твое поле…»

Даже самую страшную майскую иль июньскую ночь, когда шквальные порывы ветра вперемешку с холодной стеной дождя, что бьет со всех сторон и смывает с лица земли все живое на своем пути, будто из разверзшихся небес льется сам гнев Божий, называют «воробьиной». Старые люди говорят — то черт лютует, собирая себе в мешок воробьев на корм жителям ада для шабаша на Лысой горе (дует чтосилы ветрами, гоня на место капища), а те – прячутся и не даются в лапы нечистому или проскакивают сквозь его длинные корявые пальцы. Цвет папоротника, найденный в эту самую страшную ночь года, дарует понимание языка подданных Флоры и Фауны.

По украинским народным приметам: воробьи купаются в пыли — к дождю, а если в луже — к солнцу; если на Весеннего Ярила рожь воробью по колено — урожая не видать; если на Сварожье свято капусту нашинкуешь, так с хорошим урожаем следующего года будешь, сохранив его от воробьев; воробей бьется в окно — в доме будет дурная весть или покойник; воробей во сне — беременность наяву; воробей из села — чума в село.

17-09-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.