Недаром, ох недаром, считается, что они выросли из Евиних слез. И сытый стол, и душевный покой, и крепкая одежда, и удобное обучение, и хозяйственный инвентарь, и питательное кормление животных, и даже магическая защита… ну какая еще трава столько давала человеку в этом мире? Так издавна в Украине конопля считалась почти священным растением именно из-за этого ее уникального широкого набора применения фактически каждого ее миллиметра — от корня до каждого кончика ее звездчатых листочков.
Питательное целым спектром полезных веществ молочко или масло из семян конопли (растительный белок, комплекс минералов и микроэлементов, полиненасыщенные жирные кислоты) превращает их в отличную натуральную пищевую добавку в рационе людей и животных. Тонкие и прочные волокна стеблей конопли с уникальной влагостойкостью в Украине с давних времен использовали для изготовления пряжи для ткани одежды и домашней утвари (полотенца, мешки, дорожки), парусов, плетения веревок, луковой тетивы…, а ныне эти свойства превратили их в основу для изготовления ценных бумаг. Аромат ее листьев успокаивает нервную систему, что обеспечило надежное место каннабису в системе современного лечения нервно-психических заболеваний.
Эта же волшебная пара с сладковатым запахом, разбавленным ноткой пикантной горчичности, настолько была почитаема в украинском фольклоре, что считалась даже одним из лучших средств защиты от нечистого. Недаром парни подпоясывались конопляными стеблями в магическую ночь Ивана Купала, ведь считается — в эту ночь ведьминская и навьская сила почти безгранична: то наговор нанесет, то причарует да в глухой лес заведет — заблудишься, не выберешься, или в воду утянет — не выплывешь. Даже ее цветок в кармане оберегал от ведьм, а завязанная вокруг запястья конопляная нить — от нечистой силы вообще. А корова, что переступала натянутую через улицу конопляную нитку, — из двора ведьмы, что отбирала молоко у других коров.
Девушки же использовали конопляную магию по-своему — «сеяли» семена во дворе на Андрея («Солнце к закату, а конопли — к восходу!»), чтобы в следующем году обязательно выйти замуж, а ведьмы через него насылали на людей свои злые чары, в первую очередь лишая слабый пол возможности иметь деток. Матерками (женскими коноплями), освященными на Андрея, связывали пуповину новорожденному — на счастливую судьбу и большое потомство (а плоскынью — на бесплодие). Однодневное конопляное полотенце, вытканное за день девятью вдовами из собранной деревней конопли, было в украинском селе первым помощником в вызове дождя (после изготовления его вывешивали в церкви на царских вратах).
Яркая и прекрасная украинская литературная речь метафорически связывала сломанную или сорванную конопляную стебелину с одиночеством девушки, выданной замуж за нелюбимого далеко в чужбину, где нет ни родного дома, ни защитников-отцов, ни веселых подружек.
Лечебные же свойства в украинской народной медицине Евины слезы занимали одни из высших ступеней, потому что с их помощью лечили все болезни полового плана (женские недуги, мужскую немощь и даже венерические болезни), а также зубную боль, избавляли от сглаза (с бузиновой корой).
Даже такое практическое дело, как сев конопли, было опутано флером поверий, суеверий и примет: сеять их нужно было только босиком на Олены-Льняницы обязательно из «размашных штанов», которые несли на плече. После сева голышом трижды оббежать поле с наговором: «Как не может по миру голым ходить, чтобы так не могли воробьи мои подсолнухи пить!». Потом, стоя в центре, одно сырое яйцо выпивали («чтобы воробьи конопли не пили»), а три сваренных вкрутую закапывали вместе с семенами, через три дня выкапывали и съедали (скорлупу растирали и разбрасывали по коноплянику), а на их место втыкали перевязанные красной ниткой три веточки белой ивы («чтобы конопли были с большими макушками и беленькие, как яичко»). После посева — на меже клали на ночь перевернутую зубьями вверх борону от сглаза.
С целью уберечь летом конопляник от птичьих посягательств на Маланку украинские хозяйки пекли «воробьев» (постные печенья) и крошили во дворе на следующее утро на Василя, чтобы и летом птицы были сыты и не зарились на посевы. На Щедрый вечер приглашали Мороза на кутью, чтобы не бил посевы: «Ходи, Морозко, кутью есть, кутью вкусненькую, с конопельками!». А по пятницам не пряли, «чтобы конопли родили».
Собственно поле марихуаны считалось в народе священным, по народным поверьям его населяли разные мифические злые существа (анчутки, росомахи), которые могли нанести человеку немалый вред в духовном смысле. Поэтому лишний раз рядом с конопляником даже ходить опасались, чтобы себе не навредить.