Зубчик к зубчику, который нежно погружается в мягкий шелк женских волос, то и дело всплывая, чтобы быть вновь поглощенным… есть в этом какой-то древний мистический эротический смысл. Недаром предки передали украинцам знание о гребне как о мистическом символе женской плодовитости и соблазнительности и вместе с тем — красоты и достоинства.
Аккуратная прическа, где волосок к волоску тщательно подобраны один к другому, сплетены в тугую косу и затянуты красной лентой, — с давних времен были эталоном украинской красоты, к которому приучали девочек с самого малолетства. Поэтому красивый гребень, желательно с расписными рисунками, резными узорами (ведь обычно они были деревянными, потому что металлические — а тем более медные, серебряные, золотые — могли позволить себе приобрести только очень зажиточные паны) с зеркальцем в паре, считался одним из самых желанных подарков.
Недаром же первым традиционным официальным подарком на обручение возлюбленной был именно красивый гребень, которым на свадьбе ей расчесывают расплетенную девичью косу в знак смены статуса на женский. На нем же традиционно принимала новорожденного повитуха — для залога достойного продолжения рода и сильного потустороннего родового защитного средства от злых чар до совершеннолетия. Именно эта магическая связь между мирами расчески должна была помочь человеческой душе в переходе в иной мир после смерти, поэтому ее клали в гроб под подушку.
Метафорический символ женской плодородности и магической защиты гребня прекрасно передан в многочисленных украинских сказках и преданиях, когда на месте брошенного на землю гребня мгновенно вырастает стена леса, надежно защищающая от преследователей-врагов. Он же, по украинской мифологии, служит непременным атрибутом обитателей подводного царства — русалок и водяного (последнего в народе даже зовут «Кум-Гребень»), с помощью которых они могли очаровать и старого, и малого, и девушку, и парня. А еще тем самым расчесыванием своих роскошных длинных волнистых волос русалка могла затопить любое место (вот только как косы ее высохнут — так и она вместе с ними исчезает).
Изюминку зимним рождественским праздникам придавали женские гребенные традиции, по которым его украшали, словно барышню в подпоясанную красным пояском плахту с платком на челе, и устанавливали в Щедрый вечер на покутье вместе с другими обрядовыми магическими орудиями, а на праздничное утро под песни и «стыдливо»-остроумные шутки хозяйка с подружками «пропивала» его в шинке, чтобы на следующее утро выкупить обратно, установить в одном из их домов на покутье, а потом снова по желанию повторить (количество раз — шинкарских посиделок ограничивалось лишь желанием женской общины).
На Рождество по селу катали на санях «Чудесную Настю» (лучшую пряху общины) с веретеном, гребнем, донцем и пучком пряжи. После чего пожилые женщины по обряду «уносили гребни в дом» (другие названия — «водить гребень», «прядку утягивать», «дядины») — привязывали чесальный к донцу и на веревке волокли от крыльца к крыльцу, с требованием угощения-выкупа, стуча в каждую дверь. Этот же обряд повторялся на Масленицу под названием «гребень водить».
Бытовая украинская магия предусматривала бросание в миску на живот в том числе гребня от «бабыць» (болей, вызванных перееданием). Считалось, что положенный ведьмой под «выворотень» (вывернутое с корнем непогодой дерево) он может разлучить супругов навсегда или навести на нелюбимого супруга «причину».